Н.Фокин
Исходное положение для осмысления возможностей использования корейского опыта в российских условиях – разделение его на южную и северную составляющие. Опыт Южной Кореи важен для понимания нашего будущего. Опыт Северной Кореи – для понимания нашего прошлого.
Корейский опыт важен для России в трех аспектах. Смены базы конкурентных преимуществ. Основы экономического роста. Государственного регулирования экономики.
Опыт Южной Кореи свидетельствует – база конкурентных преимуществ экономики не статична, а динамична. В начале 60-х годов такой базой была относительно высокая наделенность экономики трудом, а главной статьей экспорта – трудоёмкие парики ручной работы. В начале 90-х годов – такой базой стала относительно высокая наделенность экономики , а главной статьёй экспорта – [[емкостькапиталоемкая] высокотехнологичная продукция. И если есть такой опыт, то избыточная наделенность российской экономики и вытекающий отсюда её сырьевой характер, как и [[сырье сырьевой] характер экспорта – не приговор, не фатальная обреченность. Демократическое устройство государство, финансовая система рыночного типа обеспечит переток капитала из сырьевых отраслей в другие отрасли экономики, и она станет не ресурсоёмкой, а капиталоёмкой.
Использование опыта Республики Корея предполагает комплекс мер по стимулированию внутренних сбережений, сочетание экспортно-ориентированной и инвестиционных стратегий формирования основы экономического роста. Ориентированная только вовне, как и базирующаяся на доминировании государственных инвестиций экономическая стратегия, в долгосрочном плане не принесёт России положительных результатов.
Возможности государственного регулирования экономики в постиндустриальную эпоху резко сужаются. Ручное управление экономикой, которым занимались южнокорейские Президенты, генералы Пак Чжон Хи, Чон Ду Хван и Ро Дэ У можно было в целом признать успешным по одной причине – в индустриальную эру можно было правильно почувствовать приоритеты, определить отрасли локомотивы, сменить вектор приложения потоков инвестиций. В постиндустриальную эпоху, в которую сейчас входит Россия, этого сделать уже не возможно.