Библия о собственности
Bible about property
В Библии даются две взаимоисключающих характеристики собственности: она и общая, она и частная.
Почему общая? Потому что она свойственна только Богу. Вещи по своей природе – общие, они - не Ваши, они – от Бога. Поэтому отношение к частной собственности – резкое и беспощадное осуждение. Особенно в ранней христианской письменности I – IV веков.
Почему собственность частная? Потому что она не ценность сама по себе и собственник не обладает абсолютным правом на неё. Дальнейшую логику библейских текстов можно представить в виде следующей цепочки рассуждений. Почему у тебя собственность? Благодаря заслугам? Нет – благодаря ловкости , сноровке, сообразительности. А это всё – от Бога. Это – не твои заслуги. Частный собственник – только распорядитель, пользователь, но не единоличный хозяин.
Особенности экономического толкования частной собственности разными ветвями христианства.
Православное толкование.
Наиболее полно дано в трудах профессора проитерея Сергея Булгакова. Главная идея - частная собственность не столько право, сколько ответственность. Логика доказательств - в рассматриваемых сценариях судьбы частной фабрики. Первый – продать и раздать деньги в виде милостыни - уход от ответственности. Второй – передать в собственность рабочим – польза от этого – сомнительна. Третий – дальше нести свой крест - самый верный сценарий.
Католическое толкование.
Право частной собственности – естественное право, вытекающее из законов природы. Человеческий разум его лишь дополняет. Аргументы в пользу этого вывода. Первый – собственность сливается с её плодами. Второй – собственность отражает личность. Третий – принцип частной собственности проверен и освящен веками.
Протестантское толкование.
Еще больше наклонено в сторону признания законности и необходимости частной собственности. Быть без собственности – безнравственно.
Библейское толкование собственности – это не только экономическое, но и этическое толкование собственности.
Собственность – это, прежде всего чувство собственности. Оно может выражаться в привязанности или безразличии, любостяжании или щедрости, духовном плене или духовной свободе. Победа над собственностью может быть только нравственной и свершаться только в тайниках души. Например, можно иметь обширную собственность, но быть от неё духовно свободным, а можно (и чрезвычайно легко) быть бедняком, не имеющим собственности, но сгорающим от зависти и жадности.