Библия
bible
Слово заимствовано в XV веке. По одной версии – из церковных тексов на латинском языке, по другой – его привнесли православные христиане из греческого языка уже после падения Византии в начале 60-х годов XV века. В любом случае истоки ведут к греческому слову, которое первоначально означало - кора папируса, затем - писчая бумага из папируса и, наконец, книга. Само греческое слово было в свою очередь заимствовано из финикийского, в котором оно было названием города портового Библ, известного тем, что из него кора папируса доставлялась в Грецию.
Библия – Книга книг – один из источников западной цивилизации, в том числе её экономической составляющей. Библию пронизывают экономические идеи. Она выразила целостное христианское понимание экономики. В библейском аспекте Библия – воплощение божественного домостроительства. Бог и экономика имеют один и тот же корень: oikomen – oiko – дом, в том числе и дом в смысле мироздания. Домовладыкой, домохозяином, экономом этого мироздания является Бог.
Экономические идеи Библии отличает этическая форма выражения, эволюционный характер и возможность разнопланового толкования.
Этическая форма выражения экономических идей означает их представление исключительно в форме моральных оценок и нравственных суждений. Наиболее полно это проявляется в "золотом правиле" нравственности, которое можно рассматривать как основной экономический принцип Библии.
Эволюционный характер выражается в изменении подходов к экономическим проблемам. Выделяют два этапа в развитии христианства: этап его становления и распространения и этап его признания различными слоями общества. На разных этапах отношение к одним и тем же проблемам – разное.
Возможность разнопланового прочтения одного и того же библейского текста предопределена основной религиозной антиномией – противоречием между Царством божьем и земной жизнью.
Царство божье – это концепция рая, концепция экономической свободы. Там не нужно заботиться о хлебе насущном, ни о производстве, ни о потреблении. Отсюда и соответствующее отношение к деньгам, труду, богатству, собственности.
Земная жизнь – это концепция экономической необходимости, содержательно пересекающаяся с концепцией ада. В этой жизни нельзя не трудиться. Отсюда и иное отношение к экономическим реалиям и отражаемым к ним понятиям.
Возможность разнопланового прочтения Библии привело к трем оттенкам в толковании экономических проблем – православному, католическому, протестантскому. С другой стороны, эта же возможность позволила поставить экономические идеи Библии под знамена всех экономических идеологий – от либертаризма до коммунизма.
Библия – Книга книг – один из источников западной цивилизации, в том числе её экономической составляющей. Библию пронизывают экономические идеи. Она выразила целостное христианское понимание экономики. В библейском аспекте Библия – воплощение божественного домостроительства. Бог и экономика имеют один и тот же корень: oikomen – oiko – дом, в том числе и дом в смысле мироздания. Домовладыкой, домохозяином, экономом этого мироздания является Бог.
Экономические идеи Библии отличает этическая форма выражения, эволюционный характер и возможность разнопланового толкования.
Этическая форма выражения экономических идей означает их представление исключительно в форме моральных оценок и нравственных суждений. Наиболее полно это проявляется в "золотом правиле" нравственности, которое можно рассматривать как основной экономический принцип Библии.
Эволюционный характер выражается в изменении подходов к экономическим проблемам. Выделяют два этапа в развитии христианства: этап его становления и распространения и этап его признания различными слоями общества. На разных этапах отношение к одним и тем же проблемам – разное.
Возможность разнопланового прочтения одного и того же библейского текста предопределена основной религиозной антиномией – противоречием между Царством божьем и земной жизнью.
Царство божье – это концепция рая, концепция экономической свободы. Там не нужно заботиться о хлебе насущном, ни о производстве, ни о потреблении. Отсюда и соответствующее отношение к деньгам, труду, богатству, собственности.
Земная жизнь – это концепция экономической необходимости, содержательно пересекающаяся с концепцией ада. В этой жизни нельзя не трудиться. Отсюда и иное отношение к экономическим реалиям и отражаемым к ним понятиям.
Возможность разнопланового прочтения Библии привело к трем оттенкам в толковании экономических проблем – православному, католическому, протестантскому. С другой стороны, эта же возможность позволила поставить экономические идеи Библии под знамена всех экономических идеологий – от либертаризма до коммунизма.