Протекционизм
Общее значение слова – защита, покровительство, охрана.
Это значение соответствует первичному значению слова. Латинское protectio буквально означает прикрытие от pro- впереди, перед + tegere – покрывать. Последнее слово имеет те же корни, что и thatch - солома, тростник (как материал для кровли крыши)
Как экономическое понятие протекционизм в предельно обобщенном виде означает защиту национальных производителей и вытеснение импортной продукции. Более конкретно под ним понимается и модель экономического роста и построенная на этой модели политика внешней торговли.
Протекционизм остается распространенным явлением в современном мире и таковым останется, несмотря на снижение уровня и масштабов. Более того, инструментарий современной экономической теории в последние десятилетия активно использовался для поиска новых аргументов в пользу протекционизма, что в определенной степени "подпитывает" движение антиглобализма.
Аналитическое обоснование протекционизма сводят к следующим аргументам. Первый связан с принципом субоптимальности, который предполагает, в том числе, и необходимость учета внешних эффектов. Тогда возможно, что потери, которые неизбежно несет протекционизм, будут перекрываться выгодами от положительного внешнего эффекта отрасли, развитию которой способствовал протекционизм. Другой аргумент связан также с признанием, что свободная торговля, а не протекционизм дает выгоду. Но условие этого - оптимальное распределение дохода. Концептуальная база для такого вывода - теорема второго наилучшего.
Живучесть протекционизма в развитых странах связана, во-первых, с возможностью использования оптимальных тарифов, то есть тарифов, при которых потери, вызванные снижением объемов импорта, перекрываются выгодой, вызванной снижением импортных цен. Эта ситуация возможна для страны значимой в качестве покупателя на мировых рынках, то есть страны обладающей монопсонной властью, а такими странами являются в большинстве случаев развитые страны. Вторая причина связана с существованием политического рынка для протекционизма: существует спрос на протекционистскую политику (со стороны получателей выгоды в отраслях, конкурирующих с импортом) и предложение такой политики (со стороны избранных законодателей и бюрократического аппарата). Одно из проявлений этого рынка - лоббирование, то есть деятельность групп давления в пользу протекционизма. Третья причина связана с особенностями демократии, в частности более полным представительством в парламенте тех, кто проигрывает от протекционизма. Наконец, сказывается и электоральная привлекательность протекционизма, обусловленная соображениями так называемого здравого смысла. В качестве примера приведем лозунг "потребляем только отечественные товары".
Необходимость протекционизма для развивающихся стран аргументируются следующим образом. Прежде всего, подчеркивается необходимость защиты национального производителя, конкретных предприятий и отраслей, особенно молодых. При этом делаются ссылки и на экономическую историю развитых стран, в которой идея "воспитательного протекционизма" занимала далеко не последнее место в обосновании соответствующей экономической политики. Ряд исследователей считает, что процесс либерализации внешней торговли должен быть связан с уровнем развития экономики, и чем ниже этот уровень, тем более осторожным и постепенным должно быть снижение протекционизма. В таком русле рассуждений протекционизм не может быть заменен политикой открытой экономики, должна определяться лишь его мера.
В развивающихся странах распространена и точка зрения, что протекционистская модель экономического роста более реалистична. Эту точку зрения аргументируют тем, что имеются более широкие возможности защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции, чем возможности заставить развитые страны снизить свои барьеры для товаров из развивающихся стран. Многие экономисты и политики считают, что протекционизм дает возможность опираться на уже сложившийся рынок и на уже сформировавшуюся структуру спроса, что доказывается импортом товаров, который предполагается ограничить. Наконец, нельзя не учитывать и то обстоятельство, что протекционизм в торговой политике стимулирует иностранные фирмы создавать на территории развивающейся страны "тарифные фабрики", то есть заниматься прямыми инвестициями, цель которых – преодолеть торговые барьеры.
Дискуссия "протекционизм: аргументы за и против" далека от завершения.
импорт, страна, оптимальность, монопсония, тариф, эффект
country, effect, import, monopsony, optimality, tariff