Право
jus, law
В этимологических словарях рассматривают как производное от древнерусского правъ. – прямой, правильный, невиновный. Кто может обладать такими характеристиками? Ответ подсказывает одна из гипотез – древнеиндийскоеprabhusозначает - выдающийся (по силе и изобилию), превосходящий (по Фасмеру). У того право, у кого сила?
Приводятся и точки зрения, связывающие правъ. с латинским словом provincia, первоначально означающее "власть, полномочия". У того право, у кого власть?
Есть основания для отрицательного ответа на поставленные вопросы. Эти основания – в ещё одной гипотезе о происхождении слова: оно из из pro-vos- родственного латинского probos "добрый, честный, порядочный". Эти основания – и в сложившемся ряду однокоренных слов Первые три места в нём занимают такие понятия как справедливость, правда, правота.
Подобные сомнения возникают и при поиске истоков английского слова. В нём понятие права выражается несколькими словами: authority, law, power, right. Но истоки общего понятия права – в латинском слове jus.
С одной стороны, считается, что в исходном, филологическом значении этого слова отсутствует какое-либо сопряжение с представлениями о справедливости и правде. Изначальное представление о праве в римском обиходе не имело оттенков морального долженствования, являлось позитивным, а не нормативным.
С другой стороны, отмечается, что этимология слова jus не ясна. Ближайшие сопоставления сводят к аналогиям с jussum и Jupiter. Первая обозначает повеление, приказ. Вторая – имя верховного божества (Юпитер), владыки богов. В обоих случаях предполагается в качестве источника права предполагается власть и сила.
Есть ещё одна примечательная особенность статуса Юпитера. В древнеримской мифологии: он не только владыка богов и людей, бог света, неба, погоды. Он не только покровитель государства, его благосостояния и законов. Ещё он - и супруг Юноны, с именем которой связано происхождение слов монета и money.
У понятия права – множественность значений. Первый блок - правила общежития (в отличие от нравов и обычаев). Второй блок - государственное состояние (в отличие от бесправия). Третий блок - совокупность норм, разных по источнику происхождения (божественное – человеческое). Четвертый – формальный характер (писанное - не писанное). Пятый - историческое значение (новое – древнее).
У права, как юридического понятия, следующие признаки.
Нормативность – определяет нормы поведения.
Обязательность – неперсонифицированность, нормы обращены ко всем.
Обеспеченность государством – устанавливается им.
Формализованность – нормы выражены в официальной форме.
Неоднократность действия норм – количество случаев применения не ограничено