1. Постановка проблемы
2. Аргументы за смену лидерства США
3. Аргументы против неизбежности смены лидера
4. Экономическое мироустройство: взгляд из Вашингтона и Пекина
5. Проблема лидерства на фоне новых реалий Китая
6. Китай: проблема Нидхема
7. Китай и США: симбиотическое лидерство
8. Вместо заключения
Миграция отраслей. Как показал американский экономист с российскими корнями Вернон - отрасли мигрируют, когда их продуктовый цикл оказывается в фазе зрелости. Но в этой фазе у страны инноватора уже и нет конкурентных преимуществ. Они остаются в стране, пока отрасль находится в фазе внедрения и в фазе роста. Выход отрасли за пределы этих фаз неизбежен. Но также неизбежно и формирование фаз внедрения и роста для других новых товаров и отраслей инновационной экономики, которая и есть синоним и суть страны лидера. Поэтому конкурентные преимущества не уходят из страны лидера.
Большие издержки на рабочую силу. Но издержки труда в единице продукции определяются не ставками почасовой оплаты труда, а ставками почасовой оплаты, деленными на производительность труда, то есть на количество единиц продукции, произведенной за час. Поскольку в США по отношению к другим странам отрыв производительности труда от ставок оплаты самый высокий, то и для лидера, как страны с самыми высокими доходами, нет никаких больших издержек на рабочую силу.
Эффект имитации. Почему заимствование может оказаться дешевле финансирования всей цепочки "исследование-изобретение-внедрение"? Потому что или плата за лицензию оказалась заниженной, или международное право не обеспечило автору монопольного права на патент. Почему так произошло - ответ зависит от конкретной ситуации. Но если ее и не удаётся перевести в легальное русло, то, что получит имитатор? Получит много - но не всё. Он не получит лидерства. Заимствовать - не значит превзойти и стать лидером.
На США работают размерность и гетерогенность страны. Они фактически уже стали компонентами экономической стратегии и национальной безопасности. Им удается использовать выгоды своего размера и преимущества, которые несет гетерогенность. Может быть, пока удается. Но факт остается фактом – эффективность затрат на человека по таким общественным благам как наука, образование, оборона, правовая система – сами высокие в мире. И во многом благодаря своей разнородности, которая не отделима от масштабов страны.
В конечном итоге аргументы в пользу неизбежной смены лидера при их более тщательном разборе оказываются несостоятельными. Кроме того, на отрицание неизбежности смены США как лидера работают и другие факторы. На наш взгляд, значимы два. Первый - эффект масштаба. Второй - эффект инвестиций.
Эффект масштаба выражается в удешевлении единицы продукции по мере роста объемов производства. Основа эффекта - снижение удельных издержек в связи с возможностью большей специализации производства. Условие появления эффекта - расширение рынка. Его обеспечивает внешняя торговля.
Страна лидер, как страна инноватор, первая выходит на внешние рынки, достигает больших объёмов производства и благодаря экономии на масштабе вытесняет конкурентов с мирового рынка и не дает возможности появиться новым. При этом основа доминирования – ценовая.
Эффект инвестиций - это эффект низкой капиталовооруженности труда. Он выражается в прямой зависимости необходимых для экономического роста объемов инвестиций от уровня капиталовооруженности труда. Чем выше капиталовооруженность, тем выше объемы выбытия (амортизации) капитала, тем большие объемы инвестиций необходимы для поддержания экономического роста. В условиях низкой капиталовооруженности труда даже незначительный объем инвестиций превышает выбытие капитала и сразу обеспечивает высокие темпы экономического роста.
Низкая капиталовооруженность труда объясняет явление "экономического чуда" - быстрого подъема тех стран, экономика которых была разрушена войной или изначально характеризовалась низким уровнем накопления капитала. Как соотносятся объемы накопления капитала в Китае и США? Как 1 к 20 - запас капитала на человека в Китае составляет 5% от американского уровня. Поэтому темпы роста китайской экономики могут в несколько раз превышать американский уровень. Пока могут. По мере накопления капитала потенциал более высоких темпов роста сужается. Приближение к показателям капиталовооруженности страны лидера означает полное исчезновение такого потенциала. Лидер оказывается вне зоны досягаемости.
На США работает и фактор «мягкой силы». Почему мировое лидерство США не пошатнулось из-за явного снижения относительных размеров американской экономики? Потому что это снижение не затронуло американского образа жизни. Американская массовая культура – музыка, фильмы, книги, журналы, компьютерные игры, формы отдыха и виды спорта известны во всём мире. Эта известность не только демонстрирует, но и генерирует высококачественные характеристики американского социально-экономического устройства, делая его столь привлекательным и одновременно трудно досягаемым для других стран.
Инновационная экономика США предстает как часть внутренней культуры граждан страны, как результат «смягчения» системы, как продукт творчества свободных людей и в этом аспекте - как составляющая либеральных ценностей. Потому и переход на инновационный путь развития - вовсе не экономическая проблема, а проблема формирования этих ценностей, проблема изменения образа жизни.
Особенно наглядно фактор мягкой силы действует в отношении статуса американской валюты. Доллар – это современные, то есть фидуциарные деньги. Корень слова – доверие. Доверие обеспечивается не только четвертью производимого в США мирового продукта. На доверие работают полеты американцев на Луну, изобретенные ими компьютер, Интернет, полученные ими Нобелевские премии, американский экспорт образовательных услуг и многое другое.
Поэтому, оценивая происходящее в мире, объективно приходится учитывать, как выглядит мир через американские очки. Учитывать даже тем, кто эти очки считает «расфокусированными» и принципиально отвергает. Тем более, что в последнее время для несогласных с местом и ролью США в современном мире появились дополнительные аргументы – на мир можно смотреть через китайские очки.