Чикагская школа
Chicago school
Чикагская школа экономической мысли начала формироваться в 30-х годах прошлого столетия как направление против сложившегося мейнстрима. События 70-х годов вывели её идеи на первое место.
Что было в 70-х? Одновременный рост и инфляции, и безработицы. Неспособность справиться с этими взаимоисключающими в концепциях предыдущих школ, явлениями подорвала веру в кейнсианство и его возможности. И не только в кейнсианство, но и всех течений, доказывающих, что государство должно участвовать в экономике.
Основатель школы - американский экономист, лауреат Премии Нобеля по экономике, Милтон Фридмен.
Основные положения чикагской школы.
Оптимизирующее поведение. Оно предполагает, что базовая экономическая единица – человек эгоистичный. Он стремиться максимизировать полезность, зарплату, прибыль. Он действует рационально. Он исходит из неопределенности выгод и издержек и поэтому занят поиском информации.
Стремление текущих цен к конкурентным ценам в долгосрочном период. Цены стремятся к альтернативным издержкам на марже. Они не боятся монополии – рынок уничтожит монопольную цену, если государство не закроет – не зарегулирует рынок.
Математическая ориентация. Инструментарий школы – в значительной степени математический. Его набор – теория экономического равновесия, но не частичного - Маршалл, а общего – Вальрас.
Неэффективность правительства и государства в экономике. Регулирование нужно не экономике, а тем, кто получает выгоды, занимаясь им.
Три важнейших составляющих школы - монетаризм, экономика информации, экономика семьи.
Примечательно, что одно из первых обвинений политическому руководству России начала 90-х годов и конкретно авторам проводимой в России экономической политики – это обвинение в том, что они – "мальчики из Чикаго".
Само слово "Чикаго" на языке коренного населения Америки – место с не очень приятным запахом.