Гламурная экономика
glaumor economics, 迷惑经济
Гламурными по определению могут только привлекающие всеобщее внимание, завораживающие предметы и явления. Могла ли в их числе оказаться экономика?
Для ответа на этот вопрос выделим родовой признак гламурных предметов и явлений – способность демонстрировать успех, социальную состоятельность и престиж. Для такой демонстрации необходимы два условия. Их потребление должно быть заметным, публичным, показным и сравнимым. Сравнимость предполагает общий знаменатель – деньги, поэтому возможна только через выставление денежной силы человека. Другими словами – гламур предполагает монетарную культуру, в которой всё, включая человеческую жизнь, подлежит денежной оценке. Эти условия неминуемо к сближению гламура и экономики.
Экономические очертания гламура легкой рукой гения обрисованы ещё в конце XIX великим норвежским американцем Торнстейном Вебленом в его великолепной "Экономической теории женской одежды". Гламур, во-первых, – это показное потребление. Его цель вовсе не удовлетворение физических и духовных потребностей. Его цель - впечатление своим успехом окружающих. Гламур, во-вторых, - это такое показное потребление, впечатление от которого превращается в актив, капитализируется и продается.
Современное применение слова уже не укладывается в привычные рамки узкого (мода) и широкого (образ жизни) смысла. Оно приобретает специализированные узкие точечные значения в самом широком спектре видов деятельности. Гламур врывается и в экономику. Сегодня он сочетается с такими понятиями как дисконт, профессия, фактор, ценная бумага, работа, технология организации бизнеса, принцип политики. Многие из этих новообразований отражают происходящий сегодня сдвиг глубинных пластов и в личной и общественной жизни. Они претендуют на то, чтобы войти в понятийный аппарат социальных наук.
Например, гламурный дисконт - характерный для гламурных профессий разрыв между оплатой труда большинства занятых в этой профессии и доходов "звёздного меньшинства. Гламурный фактор – фактор, который давит на оплату труда большинства в сторону снижения. Гламурная профессия – профессия, для которой характерен высокий средний доход, низкий медианный доход и открытость доступа. Высокий средний доход обеспечивают "звёздные" доходы меньшинства. Низкий медианный доход (находящийся в центре ранжированных доходов) - результат легкости доступа в эти профессии и их относительной массовости. Сегодня это уже не только "шоу профессии", но и профессии менеджера, экономиста, юриста, страховщика. Появляются признаки гламуризации и профессии ученого.
Гламур сегодня – это и антитеза многим привычным и даже новейшим научным концепциям и житейским представлениям. Не информационное, а гламурное общество. Не модернизация, а гламуризация. Не экономика и капитализм, а "глэм-экономика" и "глэм-капитализм". Не ученый, а "глэм-ученый".
Возможны ли нормативные суждения в отношении гламура в формате "хорошо-плохо"? Возможно ли суждение исключительно как осуждение? Найти ответ на этот вопрос пытался ещё Адам Смит в "Теории моральных сентиментов". Не получилось. С одной стороны, по Адаму Смиту, на уровне человека "гламур богатства вводит в заблуждение", с другой стороны, на уровне общества - "приносит социальные выгоды". Очевидно одно – слово гламур так быстро и прочно вошло в нашу жизнь, что к отражаемому им явлению следует более внимательно присмотреться.