Архетип
archetype
Слово заимствовано в западноевропейских языках в начале ХХ века. Активно используется после публикации работ аналитического психолога К.Г. Юнга. Он определил архетип как наследуемые склонности отвечать миру определенными способами. Эти способы не могут быть прослежены из прошлого опыта индивида – они отражает, по терминологии Юнга, коллективное бессознательное.
Такое понимание архетипа отражает этимологию слова. Его истоки в греческом языке: arche начало + typos образ. Если суммировать, то архетип – это прообраз, начальный образ, первичная форма, образец, паттерн.
Самое лаконичное из определений архетипа - наследуемая идея, настроение или мысль, предполагающая наличие у человека подсознания и опирающаяся на опыт всего человечества, а не только на жизненный опыт данного человека.
Со временем спектр значений слова расширился. Его смыслы вышли за пределы психологии и проявились в сфере литературы, истории, этимологии. Архетип – это более древний, неизвестный текст, к которому восходят остальные тексты письменного памятника. Архетип – это и гипотетически реконструируемая или фактически засвидетельствованная языковая форма, исходная для ее позднейших продолжений.
Понятие архетипа вошло и в экономический инструментарий – от теорий роста до маркетинга. Например, его помощью объясняют, почему экономики растут по-разному. Или почему соответствие индивидуальности бренда определенному архетипу является ключевой составляющей успешности компаний.
Такое понимание архетипа отражает этимологию слова. Его истоки в греческом языке: arche начало + typos образ. Если суммировать, то архетип – это прообраз, начальный образ, первичная форма, образец, паттерн.
Самое лаконичное из определений архетипа - наследуемая идея, настроение или мысль, предполагающая наличие у человека подсознания и опирающаяся на опыт всего человечества, а не только на жизненный опыт данного человека.
Со временем спектр значений слова расширился. Его смыслы вышли за пределы психологии и проявились в сфере литературы, истории, этимологии. Архетип – это более древний, неизвестный текст, к которому восходят остальные тексты письменного памятника. Архетип – это и гипотетически реконструируемая или фактически засвидетельствованная языковая форма, исходная для ее позднейших продолжений.
Понятие архетипа вошло и в экономический инструментарий – от теорий роста до маркетинга. Например, его помощью объясняют, почему экономики растут по-разному. Или почему соответствие индивидуальности бренда определенному архетипу является ключевой составляющей успешности компаний.