Свободному рублю скоро 20 лет. С чем он походит к круглой дате? Как и всякий юбиляр - с достижениями. Но, как и всякий неодушевленный юбиляр – не только с достижениями, но и с потерями.
Достижения.
В широком контексте. Свободная конвертация рубля – шаг на пути к свободе. Свободе гражданской - возможность выехать за рубеж. Свободе экономической - возможность предпринимательства. Свободе политической – возможность формировать открытое общество.
В узком утилитарном контексте. Свободная конвертация рубля – это массовое появление "обменников", это доступная для большей части населения возможность сохранить покупательную способность своих сбережений. Такой возможностью население активно пользовалось все эти два десятилетия и особенно в кризисные 1998 и 2009 годы. Перевод рублей в доллары – пока единственно возможный путь в защитную гавань для личных и семейных доходов в бурные времена.
Потери.
Потеря управляемости инвестиционным процессом. Бегство капитала за рубеж. Полное исчезновение долгосрочных – "длинных" инвестиций. Отсюда - потеря темпов экономического роста.
Потеря устойчивости финансовой системы. Формирование не связанных с реальной экономикой спекулятивных финансовых рынков, на которых можно было быстро заработать громадную прибыль и спокойно вывезти её из России.
Потеря социального оптимизма. Эффект Абрамовича. Общественное восприятие заграничных покупок футбольных клубов, яхт и особняков как полученных в России, но вывезенных из России незаработанных олигархами денег.
Можно ли было если не избежать, то минимизировать потери?
Многие экономисты отвечают – можно. Ссылаются на западноевропейский опыт: даже развитые экономики снимали валютные ограничения постепенно, многие десятилетия – в начале по текущим операциям, затем по операциям с капиталом. Ссылаются и на китайский опыт: укрепление свободы юаня жестко привязано к укреплению экономики.
Но определенная, хотя, похоже, меньшая часть экономистов отвечает - нет. Ссылаются на сложность и уникальность российской политической и экономической ситуации начала 90-х. ссылаются и на восточноевропейский опыт: в большинстве стран этой зоны валютная либерализация была проведена в шоковом формате.
Кто прав в этих спорах? Что перевешивает: достижения или потери двадцатилетия свободы рубля? Время ответа на эти вопросы ещё пришло. Но очевидно одно – ответ будет зависеть от признания – есть ли, и работает ли в экономике закон "соответствия" - соответствия уровня свободы уровню развития экономики.