Масштаб
scale
Слово заимствовано в немецком языке в Петровскую эпоху в начале XVIII века в значении «мерило». Это значение отражает и этимология слова. Немецкое maßstab представляет собой сложение двух слов: maß «мера» и stab «палка, жезл, посох». Исходно – «линейка для измерения».
У английского слова scale другие истоки – они не поверхностные, а объемные - связанные с измерением объема выпиваемого напитка. Истоки слова в древнем норвежском языке: skal – чаша, бокал, кубок, что близко к skel - раковина
Содержательно масштаб – показатель относительных величин: масштаб – отношение длины линий на карте, чертеже к действительной длине. Масштаб – это степень значения, влияния, охвата.
Однако со временем – в ХХ веке слово стало использоваться для выражения абсолютных величин. Масштаб - объём, ширина, размер, размах. Именно в этом значении слово выкристаллизовалось в экономическое понятие.
Эффект масштаба – опережающий рост объёмов производства в сравнении с ростом
вовлекаемых в производство факторов. Причина опережения – большее разделение факторов, создающее условия для более глубокой специализации. Поэтому с ростом объёмов производства удельные издержки снижаются.
Эффект масштаба порождает монопольные тенденции – производство и экспорт отдельных товаров концентрируется в руках одной фирмы или группы олигополистов – сперва фирм, а потом и стран.
У английского слова scale другие истоки – они не поверхностные, а объемные - связанные с измерением объема выпиваемого напитка. Истоки слова в древнем норвежском языке: skal – чаша, бокал, кубок, что близко к skel - раковина
Содержательно масштаб – показатель относительных величин: масштаб – отношение длины линий на карте, чертеже к действительной длине. Масштаб – это степень значения, влияния, охвата.
Однако со временем – в ХХ веке слово стало использоваться для выражения абсолютных величин. Масштаб - объём, ширина, размер, размах. Именно в этом значении слово выкристаллизовалось в экономическое понятие.
Эффект масштаба – опережающий рост объёмов производства в сравнении с ростом
вовлекаемых в производство факторов. Причина опережения – большее разделение факторов, создающее условия для более глубокой специализации. Поэтому с ростом объёмов производства удельные издержки снижаются.
Эффект масштаба порождает монопольные тенденции – производство и экспорт отдельных товаров концентрируется в руках одной фирмы или группы олигополистов – сперва фирм, а потом и стран.