Модель эффекта масштаба
scale economy model, 规模经济类型
История разработки модели идет от начала 80-х годов и связана с работами американских экономистов Кругмана (лауреат премии Нобеля за 2008 год) и Ланкастера.
Причина разработки – отказ от допущения стандартной модели (Хекшера-Олина) о независимости доходности от масштабов деятельности.
Терминологические нюансы.
Возможен перевод scale economy как экономия на масштабе.
Масштаб – объём производства: Scale = Volume
Эффект масштаба – опережающий по сравнению с увеличением объёма вовлекаемых в производство факторов (ресурсов) рост результатов производства. Причина опережения – большее разделение факторов, создающее условия для более глубокой специализации. Другими словами – удельные издержки с ростом объёмов производства – снижаются.
Содержание модели. Оно не выходит за рамки здравого смысла и может быть представлено четырьмя логически сцепленными положениями.
Первое – с ростом масштабов продукция дешевеет.
Второе – для роста масштабов необходимо расширение рынка.
Третье – расширение рынка обеспечивает внешняя торговля.
Четвертое – первая компания, достигающая больших объёмов производства, благодаря эффекту масштаба снижает цены и вытесняет конкурентов с внутреннего и мирового рынка. Основа её доминирования – низкая, а не монопольно высокая цена.
Следствия.
В идеальном мире специализация страны в производстве товара Х или товара Y абсолютно безразлична и для страны, и для мира.
В реальном мире специализация страны (фирмы) на данной продукции может быть результатом исторической случайности. Почему Япония специализируется на производстве и экспорте судов, а не самолетов? Такая специализация – результат послевоенного устройства мира.
Эффект масштаба порождает монопольные тенденции – производство и экспорт отдельных товаров концентрируется в руках одной фирмы или группы олигополистов – сперва фирм, а потом и стран.
Модель и развивающиеся страны (растущие экономики)
Модель популярна в развивающихся странах.
Причина популярности – модель доказывает, что специализация развивающихся стран на первичных продуктах – результат исторической случайности и в этом смысле – несправедливости. Почему несправедливости? Потому что развитые страны первыми специализировались на промышленном производстве и потому захватили рынок.
Выводы для внешнеторговой политики развивающихся стран.
Первый – обоснованно требовать снижения импортных тарифов в развитых странах.
Второе – обоснованно повышать импортные тарифы для развивающихся стран
Причина разработки – отказ от допущения стандартной модели (Хекшера-Олина) о независимости доходности от масштабов деятельности.
Терминологические нюансы.
Возможен перевод scale economy как экономия на масштабе.
Масштаб – объём производства: Scale = Volume
Эффект масштаба – опережающий по сравнению с увеличением объёма вовлекаемых в производство факторов (ресурсов) рост результатов производства. Причина опережения – большее разделение факторов, создающее условия для более глубокой специализации. Другими словами – удельные издержки с ростом объёмов производства – снижаются.
Содержание модели. Оно не выходит за рамки здравого смысла и может быть представлено четырьмя логически сцепленными положениями.
Первое – с ростом масштабов продукция дешевеет.
Второе – для роста масштабов необходимо расширение рынка.
Третье – расширение рынка обеспечивает внешняя торговля.
Четвертое – первая компания, достигающая больших объёмов производства, благодаря эффекту масштаба снижает цены и вытесняет конкурентов с внутреннего и мирового рынка. Основа её доминирования – низкая, а не монопольно высокая цена.
Следствия.
В идеальном мире специализация страны в производстве товара Х или товара Y абсолютно безразлична и для страны, и для мира.
В реальном мире специализация страны (фирмы) на данной продукции может быть результатом исторической случайности. Почему Япония специализируется на производстве и экспорте судов, а не самолетов? Такая специализация – результат послевоенного устройства мира.
Эффект масштаба порождает монопольные тенденции – производство и экспорт отдельных товаров концентрируется в руках одной фирмы или группы олигополистов – сперва фирм, а потом и стран.
Модель и развивающиеся страны (растущие экономики)
Модель популярна в развивающихся странах.
Причина популярности – модель доказывает, что специализация развивающихся стран на первичных продуктах – результат исторической случайности и в этом смысле – несправедливости. Почему несправедливости? Потому что развитые страны первыми специализировались на промышленном производстве и потому захватили рынок.
Выводы для внешнеторговой политики развивающихся стран.
Первый – обоснованно требовать снижения импортных тарифов в развитых странах.
Второе – обоснованно повышать импортные тарифы для развивающихся стран