☰ ⇧
Экономика - Аналитика - Этимология
Эканет: В начале было Cлово
Фокин Н. И.
аналитика статьи юмор о сайте
АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ

аудит
базовые понятия
баланс
банковские понятия
валюта
взаимодействие
внешность
внешняя торговля
география
глобальные проблемы
государство
деривативы
женщина
инновация
институционализм
интернет
история
Китай
коэффициент
кризис
культура
личность
люди
макроэкономика
маркетинг
математическая экономика
менеджмент
методология
микроэкономика
модели торговли
модель
наука
негатив
неопределённость
одежда
организации
отношения
парадоксы
позитив
политика
посредники
природные ресурсы
работа
развитие
религия
риск
Россия
семья
смерть
страна
строй
типы рынка
торговля
физика
финансовые операции
формы предприятия
цветы
ценные бумаги
экономика информации
экономическая история
экономические науки
эмоции
язык

Модель эффекта масштаба

scale economy model, 规模经济类型

История разработки модели идет от начала 80-х годов и связана с работами американских экономистов Кругмана (лауреат премии Нобеля за 2008 год) и Ланкастера.

Причина разработки – отказ от допущения стандартной модели (Хекшера-Олина) о независимости доходности от масштабов деятельности.

Терминологические нюансы.
Возможен перевод scale economy как экономия на масштабе.
Масштаб – объём производства: Scale = Volume

Эффект масштаба – опережающий по сравнению с увеличением объёма вовлекаемых в производство факторов (ресурсов) рост результатов производства. Причина опережения – большее разделение факторов, создающее условия для более глубокой специализации. Другими словами – удельные издержки с ростом объёмов производства – снижаются.

Содержание модели. Оно не выходит за рамки здравого смысла и может быть представлено четырьмя логически сцепленными положениями.
Первое – с ростом масштабов продукция дешевеет.
Второе – для роста масштабов необходимо расширение рынка.
Третье – расширение рынка обеспечивает внешняя торговля.
Четвертое – первая компания, достигающая больших объёмов производства, благодаря эффекту масштаба снижает цены и вытесняет конкурентов с внутреннего и мирового рынка. Основа её доминирования – низкая, а не монопольно высокая цена.

Следствия.
В идеальном мире специализация страны в производстве товара Х или товара Y абсолютно безразлична и для страны, и для мира.
В реальном мире специализация страны (фирмы) на данной продукции может быть результатом исторической случайности. Почему Япония специализируется на производстве и экспорте судов, а не самолетов? Такая специализация – результат послевоенного устройства мира.
Эффект масштаба порождает монопольные тенденции – производство и экспорт отдельных товаров концентрируется в руках одной фирмы или группы олигополистов – сперва фирм, а потом и стран.

Модель и развивающиеся страны (растущие экономики)
Модель популярна в развивающихся странах.
Причина популярности – модель доказывает, что специализация развивающихся стран на первичных продуктах – результат исторической случайности и в этом смысле – несправедливости. Почему несправедливости? Потому что развитые страны первыми специализировались на промышленном производстве и потому захватили рынок.

Выводы для внешнеторговой политики развивающихся стран.
Первый – обоснованно требовать снижения импортных тарифов в развитых странах.
Второе – обоснованно повышать импортные тарифы для развивающихся стран

Категория:
модели торговли модель

Связанные понятия:
Сравнительные преимущества Картель Транспорт Таможня Автаркия Модель Треугольник Лимера

комментировать