☰ ⇧
Экономика - Аналитика - Этимология
Эканет: В начале было Cлово
Фокин Н. И.
аналитика статьи юмор о сайте
АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ

аудит
базовые понятия
баланс
банковские понятия
валюта
взаимодействие
внешность
внешняя торговля
география
глобальные проблемы
государство
деривативы
женщина
инновация
институционализм
интернет
история
Китай
коэффициент
кризис
культура
личность
люди
макроэкономика
маркетинг
математическая экономика
менеджмент
методология
микроэкономика
модели торговли
модель
наука
негатив
неопределённость
одежда
организации
отношения
парадоксы
позитив
политика
посредники
природные ресурсы
работа
развитие
религия
риск
Россия
семья
смерть
страна
строй
типы рынка
торговля
физика
финансовые операции
формы предприятия
цветы
ценные бумаги
экономика информации
экономическая история
экономические науки
эмоции
язык

Масштаб

scale

Слово заимствовано в немецком языке в Петровскую эпоху в начале XVIII века в значении «мерило». Это значение отражает и этимология слова. Немецкое maßstab представляет собой сложение двух слов: maß «мера» и stab «палка, жезл, посох». Исходно – «линейка для измерения».

У английского слова scale другие истоки – они не поверхностные, а объемные - связанные с измерением объема выпиваемого напитка. Истоки слова в древнем норвежском языке: skal – чаша, бокал, кубок, что близко к skel - раковина

Содержательно масштаб – показатель относительных величин: масштаб – отношение длины линий на карте, чертеже к действительной длине. Масштаб – это степень значения, влияния, охвата.

Однако со временем – в ХХ веке слово стало использоваться для выражения абсолютных величин. Масштаб - объём, ширина, размер, размах. Именно в этом значении слово выкристаллизовалось в экономическое понятие.

Эффект масштаба – опережающий рост объёмов производства в сравнении с ростом
вовлекаемых в производство факторов. Причина опережения – большее разделение факторов, создающее условия для более глубокой специализации. Поэтому с ростом объёмов производства удельные издержки снижаются.

Эффект масштаба порождает монопольные тенденции – производство и экспорт отдельных товаров концентрируется в руках одной фирмы или группы олигополистов – сперва фирм, а потом и стран.
 

Категория:
модель торговля

Связанные понятия:
Шёлк Доход Платежный баланс Модель эффекта масштаба Цена Санкции Деньги

комментировать