Японский капитал в регионах России: преимущества и ограничения (7)
Содержание
Япония стремится расширять переработку древесины в странах-экспортерах, активно вкладывая капитал в развитие целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности в странах Юго-Восточной Азии и США, но Дальний Восток практически не получает японских инвестиций в данной сфере.
Подобные изменения кардинально повлияли на структуру лесного импорта: ввоз необработанной древесины сокращается, а пиломатериалов – растет. Особенно увеличиваются поставки клееных пиломатериалов. ДВФО становится главным поставщиком круглых лесоматериалов, перехватив инициативу у североамериканских и южно-азиатских производителей. Растет спрос на хвойные породы древесины [75].
Дальневосточная древесина благодаря более низкой цене успешно конкурирует с североамериканской, но, по мнению японских специалистов, российские лесопромышленники недооценивают возможности сортировки, всевозможные рыночные услуги, которые составляют важный компонент цены продукта. Другими словами, лесной рынок Дальнего Востока является недостаточно цивилизованным для японского бизнеса, что также способствует сокращению поставок леса в Японию.
По данным, представленным в таблице 17, можно сделать вывод, что российские эксперты не видят кардинального увеличения дальневосточного лесного экспорта в среднесрочной перспективе. Они полагают, что в период с 2003 по 2010 гг. объемы экспорта леса в Японию вырастут всего на 5 млн долл. США, что выглядит вполне правдоподобным в современных условиях ведения бизнеса.
Российская доля в японском импорте пиломатериалов составляет порядка 8–10 % от валового импорта. Небольшое количество дальневосточных предприятий с участием японского капитала пытаются экспортировать антисептированные и клееные пиломатериалы. Остальные предприятия ДВФО поставляют на японский рынок чистое сырье – круглый лес.
В настоящее время роль японского капитала в развитии лесопромышленного комплекса Дальневосточного Федерального округа весьма незначительна, хотя работа предприятий с участием японской стороны в целом признается успешной. Количество совместных российско-японских предприятий никак не соответствует потенциальному уровню двустороннего сотрудничества. Очевидно, что в ближайшей перспективе Япония останется одним из основных потребителей леса и пиломатериалов.
Что касается дальневосточного лесного экспорта, то здесь преимущество останется за круглыми лесоматериалами из-за невысоких транспортных затрат. Также для японцев могут быть интересны пиломатериалы с невысокой добавленной стоимостью – брус, нестроганные, несушеные доски, учитывая, что они в последующем подвергаются дополнительной обработке по стандартам заказчика в японских фирмах.
Ситуация с продукцией более высокой степени переработки останется сложной из-за сильной конкуренции с экспортерами из других стран, имеющих более высокий опыт рыночных отношений. Кроме того, на большинстве дальневосточных предприятий отсутствуют обрабатывающие производства, способные качественно производить пиломатериалы. Лесопромышленникам выгоднее и легче экспортировать круглый лес и быстро получать прибыль, чем заниматься обработкой древесины и осваивать японский рынок. Эти процессы можно приостановить двумя основными способами: во-первых, увеличением пошлин на вывоз необработанного леса и, во-вторых, путем привлечения японского капитала в лесопромышленное производство Дальнего Востока. Также следует обратить пристальное внимание на незаконную рубку леса, которая стала привычным и массовым явлением в ДВФО, и ужесточить контроль за лесодобывающими предприятиями.
В связи с вышесказанным можно сформулировать ряд первоочередных задач, решение которых позволит улучшить ситуацию в лесопромышленном секторе ДВ и будет способствовать привлечению иностранных инвестиций:
1) развитие крупной и эффективной лесообработки экспортной ориентации;
2) стабилизация объемов лесозаготовок, качественное улучшение лесопользования; увеличение стоимости экспорта лесоматериалов в 2,5–3 раза;
3) внедрение продуманной инвестиционной политики для привлечения Японского капитала; обеспечение льгот, безопасности ведения бизнеса и капитала;
4) ликвидация маломощных, неэффективных предприятий;
5) помощь крупным предприятиям в налаживании производства обработанной продукции;
6) ликвидация незаконных рубок, противодействие демпингу.
Сегодня нельзя сказать, что Япония существенно влияет на развитие лесопромышленного комплекса Дальнего Востока, хотя именно дальневосточное сырье является очень привлекательным для японского капитала. Некоторые предприятия Японии выражают желание строить деревоперерабатывающие производства на территории Приморского и Хабаровского краев, они также готовы вкладывать капитал в развитие уже существующих леспромхозов, но их не устраивает инвестиционная политика России, отсутствие гарантий и налоговых льгот, а также высокая степень криминализации лесного сектора [25].
В последние годы Япония придает большое значение энергетическому сотрудничеству с Россией. Начиная с середины 70-х гг. ХХ в. Япония пытается всячески сократить энергетическую зависимость страны от поставок углеводородного сырья с Ближнего Востока, обезопасить пути транспортировки нефти и нефтепродуктов и сократить их долю в энергобалансе за счет более широкого использования природного газа. Зависимость Японии от импорта нефти составляет 99,7 %. Около 90 % нефти импортируется из стран Ближнего Востока – Саудовской Аравии (26,2 %), ОАЭ (25 %), Ирана (15 %), Катар (9 %), Кувейт (7,4 %) [83].
По данным ведущих экспертов журнала «Мировая энергетика», несмотря на мощную экономическую базу и продвинутые научные исследования, в энергетическом балансе Японии ведущая роль принадлежит нефти – более 50 % всего энергопотребления. Высока доля угля – 18 % и природного газа – 14 %. Ядерная энергетика обеспечивает 11 % первичной энергии. Ничтожно малой может показаться доля нетрадиционных источников – 1–2 %.
Японские корпорации «Мицубиси сёдзи» и «Мицуи Буссан» давно участвуют в крупномасштабных проектах «Сахалин-1» и «Сахалин-2» по разработке и добыче нефти и газа на сахалинском шельфе. Ожидается, что в результате реализации проектов будут созданы инвестиционные условия для дальнейшего освоения нефтегазовых месторождений шельфа дальневосточных морей России [41].
Серьезной проблемой экономического характера как первого, так и второго проекта является реализация продукции [57]. В связи с этим наибольший интерес для японской стороны представляют возможности и перспективы экспорта сахалинского газа в свою страну.
В последнее время в Японии отмечается рост потребления газа – примерно на 2–3 % в год. По потреблению газа Япония находится на 6 месте в мире – 3,2 % мирового потребления [66]. За последнее десятилетие потребление газа увеличилось на 50 %. Япония и далее намерена увеличивать долю газа в первичном предложении энергоресурсов [89].
На данный момент основными странами-поставщиками газа в Японию являются: Малайзия, Индонезия, Бруней, США и Австралия, суммарный объем поставок СПГ (сжиженный природный газ) составляет 36 млн тонн, при ежегодном потреблении в 53 млн тонн. Дальневосточный газ может существенно потеснить конкурентов, однако следует учитывать тот факт, что России вряд ли удастся вытеснить американский газ с японского рынка, так как Соединенные Штаты по сей день остаются важнейшим экономическим и стратегическим партнером Японии.
Ряд газовых компаний Страны восходящего солнца, среди которых крупнейшие «Токио гасу» и «Тобу электрик пауэр», совместно с компанией «Сахалинская энергия» участвуют в строительстве завода по сжижению природного газа. Запланировано, что данное предприятие с 2008 г. Начнет поставлять дальневосточный газ в Японию и другие страны АТР. Российский монополист «Газпром» активно сотрудничает с компанией «Сумитомо Корпорэйшн» и ведет переговоры о строительстве на Дальнем Востоке газоперерабатывающих и газо-химических производств.
С точки зрения затрат, по оценкам японских специалистов, транспортировка сахалинского природного газа по трубопроводу будет дешевле, чем его доставка к электростанциям в сжиженном виде, поскольку цена CIF (стоимость + страхование + фрахт) на СПГ сопоставима с ценой на нефть. В сложившихся условиях строительство газопровода является одной из приоритетных задач. С другой стороны, при окончательном принятии решения о строительстве газопровода японцы могут отказаться от закупок СПГ и сократить инвестиции в строительство газоперерабатывающих предприятий, что для российского Дальнего Востока является более приоритетным, в связи с необходимостью продажи СПГ в АТР.
Диверсификация поставок энергии – важное направление в деятельности не только правительства Японии, но и ее деловых кругов. В этой ситуации плодотворное взаимодействие Дальнего Востока и Японии в сахалинских проектах способно вывести сотрудничество между нашими странами на качественно новый уровень не только в инвестиционном, но и в торгово-экономическом плане. Позитивным фактором реализации сахалинских нефтегазовых проектов является не только приобретение необходимого опыта совместной работы российских и японских компаний, но и опыт «встраивания» отечественных компаний в производственные цепочки иностранных партнеров. Как уже отмечалось выше, одним из факторов, которые мешают развитию отношений между капиталами наших государств, является отсутствие опыта совместной работы и непонимание принципов ведения бизнеса японцами, поэтому сахалинский опыт будет очень полезен для российских компаний.
Особый интерес японской стороны вызывает проект нефтепровода ВСТО (Восточная Сибирь – Тихий Океан). Япония готова оказать содействие в его строительстве, выделить кредиты и т.д., однако при условии заключения специального межправительственного соглашения, которое могло гарантировать, что нефть пойдет в Японию, а не в другие страны АТР. Японское инвестирование, таким образом, возможно только при условии гарантий со стороны российского правительства. Сегодня такие гарантии преждевременны, поскольку запасы нефти Восточной Сибири еще предстоит разведать.
Говоря о сотрудничестве в области энергетики, необходимо иметь в виду, что многие российские специалисты в нефтяной области не учитывают очень важную деталь, что составной частью японской стратегии в обеспечении поставок нефти является активное участие собственных фирм в добыче. Подобная практика существует с середины 60-х гг. прошлого века.
Безусловно, сахалинские проекты являются полезными как для российской, так и для японской стороны. Расширение сотрудничества в энергетической сфере может стать стержневым направлением в экономических отношениях наших государств. Энергетические проекты Сахалинской области позволили ей увеличить внешнеторговый оборот с 500 млн долл. США в 2001 г. до 3 549 млн долл. США в 2005 г. И вывели этот регион на лидирующие позиции в Дальневосточном Федеральном округе.
Реализация проектов по морской нефтедобыче и других перспективных проектов с участием японского капитала позволит российскому Дальнему Востоку занять прочное место в структуре азиатского рынка энергоносителей.
Япония крайне осторожно подходит к совместной с Россией реализации инвестиционных проектов стратегического характера, что объясняется многими причинами. Мнения специалистов по этому поводу разделились надвое. Одна группа специалистов считает, что незначительное влияние, которое Япония оказывает на развитие Дальневосточного региона, сводится к неразрешенным территориальным вопросам. По их мнению, урегулирование территориальных претензий приведет к небывалому всплеску двусторонних отношений, резкому увеличению инвестиций и т.д. Следует заметить, что данное мнение является ошибочным. По некоторым данным, подписание мирного договора приведет к краткосрочному улучшению экономических взаимоотношений и даже к увеличению инвестиций, однако это явление будет носить временный характер. По данным японского консульства во Владивостоке, правительство Страны восходящего солнца может начать страховать риски японских компаний, работающих в России, чтобы стимулировать развитие бизнеса, но данное явление будет временным.
Другая группа ученых считает, что причины незначительного влияния Японии на развитие Дальнего Востока следующие: экономическая отдаленность наших стран. Российскому Дальнему Востоку нечем заинтересовать японский капитал, кроме дешевого сырья. Взаимная торговля развивается только благодаря сырьевым поставкам российских компаний, остальные виды дальневосточных товаров попросту невостребованы японским рынком. Негативный опыт сотудничества в конце 80-х, начале 90-х гг. также является значительным препятствием на пути интенсивного азвития двусторонних отношений. В Японии нет ни одного потребительского товара, который бы имел российский признак – весь японский товар массового производства поступает в Россию не из Японии, а из филиалов японских предприятий в других странах. Сырьевые товары, экспортируемые в Японию, не имеют специфически «японского» характера. Уголь теряет перспективность. Лес и рыбопродукты являются особым товаром. Потенциал здесь колоссален. Но остро стоит проблема бесконтрольности в использовании ресурсов, «черного» и «серого» экспорта.
В дальневосточном импорте из Японии низка доля современного промышленного оборудования и других средств и предметов производства, необходимых для осуществления структурных преобразований производства в России. В то же время продолжающаяся структурная перестройка экономики Японии и качественные сдвиги на мировых рынках топлива и другого сырья в пользу покупателей снизили заинтересованность части японских деловых кругов в расширении и совершенствовании экономических и научно-технических связей с Россией, которая стала рассматриваться в качестве второстепенного партнера [36].
Японские компании не стремятся вкладывать деньги в дальневосточную экономику из-за высоких рисков, к которым они относят коррупцию, высокий уровень преступности, бюрократические препоны, несовершенство системы налогового администрирования, непрозрачность корпоративного управления и др. [2, 19]. Пока не будут преодолены вышеперечисленные негативные факторы, японские инвесторы вряд ли активно пойдут на дальневосточный рынок, а соответственно, и роль Японии в развитии ДВФО будет незначительной, как и в настоящее время. Однако если российско-японские отношения смогут выйти на новый уровень развития, отвечающий сравнительным преимуществам национальных экономик, то, со временем, можно приблизиться к решению многих проблем, включая и территориальные разногласия.
Содержание