Японский капитал в регионах России: преимущества и ограничения (2)
Содержание
В начале нашего исследования следует рассмотреть вопросы, лежащие на поверхности.
1. Японский капитал уходит из-за сложностей в собственной экономике. Они не имеют никакого отношения к исследуемой проблеме. Стагнационные явления последнего десятилетия ушедшего века не изменили статуса Японии как ведущей экономической державы, хотя и поставили перед ее народом и правительством много острых вопросов. Это не помешало стране войти в ХХI в. хотя и с упавшим на четверть по сравнению с 1996 г., но тем не менее впечатляющим объемом зарубежных инвестиций – 40 млрд долл. США [70]. Отметим, что эта сумма равна бюджету Российской Федерации в 2001 г. В 2005 г. объем зарубежных инвестиций Страны восходящего солнца составил 45,5 млрд долл. США [69].
2. Объем иностранных инвестиций в экономику России с 2003 по 2005 гг. вырос с 29 699 млн долл. США до 53 651 млн долл. США, поэтому говорить об общем спаде поступления инвестиций в страну нет оснований [39]. Однако тезис «больше инвестиций – выше экономический рост», т.е. «чем больше, – тем лучше», уже не воспринимается как аксиома. Наиболее концентрированно эту позицию выразил экономист А. Илларионов: «Искусственное стимулирование притока инвестиций является делом вредным, наносящим ущерб экономике страны» [18]. Такая позиция имеет право на существование. Макроэкономические последствия притока иностранных инвестиций имеют разные знаки для потребителей, производителей, работодателей, правительства, и при достижении критической точки результирующая этих последствий для нации будет иметь знак минус. Но очевидно одно, что до этой точки еще далеко, о чем свидетельствуют экспертные оценки потребностей России в инвестициях.
3. Японский капитал уходит потому, что он уже решил проблему своего присутствия в Приморье, на Дальнем Востоке и в других регионах в рамках существующих в России экономических возможностей. Каким образом? В первую очередь – путем наводнения российского рынка подержанными японскими автомобилями, т.е. через существенную автомобилизацию жизни российских дальневосточников. По состоянию на начало 2006 г. В России насчитывалось 1 508,2 млн автомобилей с правым расположением руля, что составляем примерно 6 % от общего парка легковых автомобилей в РФ. В Приморском крае на долю «правого руля» приходится 79,2 % легковых машин, на Сахалине – 72,1 %, в Хабаровском крае – 57,8 %. В целом доля легковых автомобилей с правым расположением руля в ДВФО составляет 62 %, а в Сибирском – 15 % [46]. Не отрицая взаимовыгодности этого процесса для обеих сторон, отметим три обстоятельства. О каких использованных возможностях японского капитала можно говорить при торговле подержанными автомобилями? О каком присутствии японского капитала можно говорить в условиях зависимости ситуации от обозначенного Россией торгового режима? Кроме того, следует принять во внимание неоднозначное и мало исследованное действие многих неэкономических факторов. Важнейший из них связан с распространенным среди политиков мнением о том, что массовый ввоз подержанных импортных автомобилей наносит ущерб престижу России. Именно поэтому предпринимаются попытки повысить пошлины на ввоз автомобилей, пересадить российских чиновников на автомобили отечественного производства и пр.
Рассмотренные ответы, конечно же, имеют право на существование. Эти факторы важно и нужно учитывать при оценке общественного мнения, однако они не могут служить достаточной базой для принятия инвестиционных решений в сфере внешнеэкономической политики и международного бизнеса. Эти решения должны учитывать новый инвестиционный климат в России и опираться на новые экономические и инвестиционные реалии.
Одной из современных тенденций в этой сфере является изменение соотношения центра и регионов в их деятельности по привлечению иностранных капиталовложений, а именно усиление инвестиционной активности регионов. Каковы основания для особого выделения данной «региональной» инвестиционной характеристики России?
Прежде всего, происходит смена типа управления инвестиционным процессом. Иностранные инвесторы уже не имеют дело с жестко выраженной вертикалью управления. Оно принимает сетевой характер с доминирующей в организационно-правовом плане горизонталью второго уровня, к которой мы относим администрации краев и областей. СССР был очень надежным партнером-реципиентом, и японские предприниматели хорошо помнят те времена, когда бизнесом с Россией можно было заниматься только через Москву, а областные и краевые власти не могли являться стороной переговоров и контрактов [92]. В настоящее же время проблемы лицензионного и в целом правового, а также информационного обеспечения инвестиций более эффективно решать на региональном, а не на федеральном уровне.
Кроме того, происходит диверсификация инвестиционного процесса и аккумуляции инвестиций. В советские времена и вплоть до кри¬зиса 1998 г. Такой точкой была экономика Москвы. В 1997 г. 78 % всех прямых иностранных инвестиций в Россию приходилось на Москву. В настоящее время все больше предприятий с иностранным капиталом регистрируют¬ся и работают в регионах. К 2000 г. Московская доля прямых иностранных инвестиций в российскую экономику упала в 4 раза – до 18 %. Регионы-лидеры по привлечению инвестиций представлены в таблице 8, составленной по данным Росгосстата.
Регионы-лидеры по привлечению инвестиций в основной капитал
(млн руб.)
Регионы | 1999 | 2001 | 2003 | 2005 |
Российская Федерация | 670439 | 1504712 | 2186365,2 | 3534009,1 |
ЦФО | 195161 | 349312 | 563110,6 | 896214,1 |
г. Москва | 96064 | 173839 | 269587,9 | 432425,5 |
Московская область | 37124 | 52701 | 105176,1 | 162016,5 |
СЗФО | 78070 | 168114 | 285158,6 | 465372,7 |
г. Санкт-Петербург | 32671 | 53169 | 111677,9 | 154128,2 |
Ленинградская область | 12566 | 32273 | 49703,7 | 78347,9 |
ЮФО | 64170 | 167598 | 212183,3 | 308922,8 |
Краснодарский край | 26243 | 63395 | 78040,9 | 109978,8 |
ПФО | 114991 | 267845 | 350622,4 | 573888,9 |
Республика Татарстан | 20385 | 56385 | 70301,6 | 136136 |
УФО | 115553 | 330984 | 445953,9 | 591323,3 |
Тюменская область | 84313 | 267293 | 349711,6 | 415966,5 |
СФО | 61875 | 135116 | 193613,8 | 336080,8 |
Кемеровская область | 11682 | 20427 | 28547,8 | 84151,3 |
ДВФО | 40620 | 85743 | 135722,7 | 234124,6 |
Республика Саха (Якутия) | 9057 | 21850 | 30448,2 | 44252,6 |
Приморский край | 5692 | 9922 | 15270,9 | 22040,2 |
Сахалинская область | 15116 | 16789 | 26338,7 | 77927,3 |
Хабаровский край | 5791 | 14876 | 25116 | 40527,9 |
Следует учесть и peгиoнaльныe подвижки в пoтoкax иностранного капитала. По данным Госкомстата России, в 2005 г. Общий oбъем инвестиций в российскую экономику составил чуть более 3 534 009 млн руб. Большинство инвестиций, которые поступают в регионы, оседают в добывающих либо перерабатывающих отраслях.
Содержание