Японский капитал в регионах России: преимущества и ограничения (4)
Содержание
В целом в России пока существует неблагоприятный инвестиционный климат, т.е. ситуация, когда не только иностранный капитал не идет в Россию, но и российский капитал ищет возможности легализации и применения за рубежом. Об этом свидетельствует и оценка России японским рейтинговым центром по инвестиционной информации.
Основу оценки определяют следующие факторы.
Первый относится к рынку капиталов и выражается в вопросе, существует ли в России стабильный финансовый рынок. В настоящее время приходится констатировать отсутствие работающих механизмов перераспределения ликвидности в банковском секторе, чрезмерно узкий спектр рублевых финансовых инструментов, низкую доходноcть пpoизводства. Сказываются и чрезмерная спекуляризация рынка, и неустойчивость рубля по отношению к иностранным валютам. Наблюдается и несоответствие по срокам банковских ресурсов и спроса реального сектора на кредиты.
Второй фактор относится к рынку труда и заключается в вопросе, имеются ли в России качественные трудовые ресурсы. В целом при положительном ответе на этот вопрос приходится учитывать и такие кризисные явления, как снижение агрегированного показателя «индекс человеческого развития», низкий уровень состояния здоровья и высокую смертность, особенно среди трудоспособных мужчин, что беспрецедентно для развитых стран и не позволяет в полной мере реализовать высокий уровень образования и квалификации населения. России угрожает нарастающее отставание в развитии человеческого капитала.
Третий фактор относится к рынку сырья и материалов и заключается в вопросе, может ли этот рынок обеспечить стабильность поставок сырья, материалов и запчастей. В настоящее время пpоизводственно-кооперационные связи в экономике России характеризуются относительно низкой надежностью, что приводит к повышению затрат предприятий ре-ального сектора и к ощутимым потерям от несвоевременности и неточности исполнения контрактных обязательств.
Четвертый фактор относится к рынку сбыта. Его оценка предполагает поиск ответов на многие вопросы, важнейший из которых – какова покупательная способность населения. Несмотря на восстановление доходов населения, уровень благосостояния россиян все еще значительно отстает от предкризисных значений.
Пятый фактор относится к институциональной основе экономики: стабильности пpавительства, сформированности законодательной базы хозяйственной жизни, уровню общественного порядка.
Оценка, которую ежегодно дает данный центр, определяет ставку торгового страхования и условия предоставления инвестиций с учетом странового и коммерческого риска. Страновой риск включает такие составляющие, как выполнение государством своих обязательств, стабильность политической обстановки, возможность конфискации имущества, вероятность внутренних беспорядков, войн и забастовок, уровень коррумпированности и преступности, развитость налоговой системы, степень дефицитности бюджета, уровень инфляции и др. Составляющие коммерческого риска связаны с возможностью банкротства партнера, не¬выполнением договорных обязательств, омертвением запасов, изменением курса валют, условиями транспортировки, сохранностью продукции, финансовым риском.
Оценка России невысока. Ее общий рейтинговый индекс совпадает с индексом Бангладеш, страной, с которой Россия делит 89 место в рейтинговом списке. Она находится в последней «Е» зоне вместе с такими странами, как Ирак, Пакистан, Куба, Монголия, Северная Корея, Югославия. По рейтингу ее опережают такие страны, как Венесуэла, Боливия, Зимбабве, Кения, Танзания, Алжир. Отметим, что ставки страхования для стран, находящихся в группе «Е», в 8 раз менее выгодны, чем для стран группы «А», в которой в свое время находился и Советский Союз.
Однако, несмотря на приведенные низкие оценки, Россия все еще остается потенциально привлекательной страной для Японии. Но эта, подчеркнем, потенциальная привлекательность базируется только на официальной, правительственной основе. На первом месте по потенциальной инвестиционной привлекательности для Японии стоит сырьевой сектор, прежде всего нефть и газ.
В то же время инвестиционное поле российско-японского сотрудничества не ограничивается исключительно «ресурсонаправленными» проектами с поддержкой правительства России. Примером может служить деятельность японских компаний «NEC» и «Ajinоmoto», которые ищут и находят в России партнеров по налаживанию бизнеса в сфере средств телекоммуникаций и биотехнологий. «NEC» получила заказ от российской фирмы на аппаратуру для спутника связи. «Ajinomoto» создала совместное предприятие с российским научно-исследовательским центром «Генетика». Возникают и новые сферы предпринимательства, однако они не соответствуют потенциальном уровню двустороннего сотрудничества.
Некоторые японские компании выражают уверенность, что положительные тенденции в экономике России не прекратятся и Россия наконец-то станет инвестиционно привлекательной страной для японского капитала. Несмотря на наметившиеся подвижки, у японских компаний, ведущих деловые операции с Россией, еще немало проблем. По мнению японской стороны, главной опасностью для России является неопределенность в стабильности экономики, ее исключительно высокая зависимость от мировой конъюнктуры сырьевых рынков и то обстоятельство, что предприятия обрабатывающих отраслей практически лишены доступа к финансовым ресурсам, без которых невозможен рост промышленного производства и инвестиционного спроса. Поэтому резкого улучшения инвестиционного климата в России ожидать не приходится. Переломить ситуацию можно, только целенаправленно двигаясь в сторону улучшения инвестиционного климата. Такое движение требует учета новых тенденций в инвестиционной активности российских регионов.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что региональные сравнительные преимущества России на данный момент представлены исключительно с точки зрения инвестиционной привлекательности ресурсных отраслей. Отсутствие в российских регионах, и, прежде всего, на Дальнем Востоке ряда факторов, способствующих привлечению иностранного капитала, не позволяет в должной мере реализовать имеющийся потенциал торгово-экономических отношений с японской стороной.
Прежде всего, сказывается асимметричность экономической заинтересованности торговых сторон. Заинтересованность России в Японии намного шире и весомее, чем заинтересованность Японии во всестороннем сотрудничестве с Россией и отдельными ее регионами.
Развитие экономических отношений между Дальневосточным Федеральным округом и Японией имеет большое значение не только для региона, но и для всей России, так как они являются важным критерием двустороннего взаимодействия в различных сферах. Однако следует признать, что потенциал развития остается востребованным не в полной мере, что не соответствует интересам обеих государств.
На протяжении многих лет внешняя торговля является главным фактором устойчивого роста ВРП Дальневосточного Федерального округа. Однако не следует преуменьшать и влияние экспорта капитала зарубежных стран на экономический рост региона.
Иностранные инвестиции в экономику ДВФО (млн долл. США) [56]
2003 | 2004 | 2005 | |
Всего | 2847,0 | 5072,5 | 5934,7 |
Приморский край | 62,6 | 97,9 | 30,4 |
Хабаровский край | 27,5 | 96,2 | 245,5 |
Сахалинская область | 2083,1 | 3927,1 | 4861,6 |
Республика Саха (Якутия) | 596,8 | 834,5 | 669,0 |
Камчатская область | 52,9 | 39,6 | 28,1 |
Магаданская область | 7,5 | 34,0 | 2,9 |
Амурская область | 16,1 | 42,7 | 95,3 |
Еврейская АО | 0,5 | 0,5 | 1,9 |
За последние годы наблюдается стабильный рост иностранных инвестиций в экономику краев и областей Дальнего Востока. Наилучшие показатели имеет Сахалинская область, что объясняется наличием на ее территории крупных инвестиционных проектов в топливно-энергетическом комплексе, активное участие в которых принимает японская сторона.
Что касается внешней торговли региона, то доля природно-ресурсной продукции в совокупном экспорте ДВФО за последние десять лет практически не претерпела изменений и осталась на отметке 90–92 % от общего объема регионального экспорта, о чем свидетельствуют данные, предоставленные ФТС (Федеральная Таможенная служба).
За период с 2001 по 2005 гг. объем экспорта увеличился более чем в 2 раза, а импорта – более чем в 4 раза.
Динамика внешней торговли ДВФО (млн долл. США) [51]
2001 | 2002 | 2003 | 2004* | 2005 | |
Внешнеторговый оборот | 6341,3 | 5146 | 6214,6 | 8649,7-8649,8 | 14570,9 |
Экспорт | 5398,9 | 3786,9 | 4397,1 | 6006-6005,9 | 8924,2 |
Импорт | 924,4 | 1359,1 | 1817,5 | 2643,7 -2643,9 | 5646,7 |
Внешнеторговый дисбаланс | 4474,5 | 2427,8 | 2579,6 | 3362,3 – 3362 | 3277,5 |
* Данные за 2004 г. Разнятся из-за несогласованности статистических служб Приморского и Хабаровского краев.
Содержание