Ханжа
sanctimonious person
Появилось в русском языке в начале XXVIII века в значении "притворно набожный человек", "святоша", "лицемер". Восходит к турецкому haci, что значит "паломник", точнее "мусульманин, совершивший паломничество в Мекку" (Черных). Подтекст – можно строго придерживаться внешних требований, выполнять ритуальные действия, совершать паломничество, но при этом в Бога даже и не верить.
Что лежит в основе показной добродетели и притворства? Абсолютно рациональные мотивы. В первую очередь - максимизирующее поведение и стабильность предпочтений по отношению к такому "основополагающему" объекту предпочтений как престиж. В рамках беккерианской экономики в качестве источника, воспроизводящего ханжество, можно выделить само существование рынков, которые координируют действия агентов и таким образом определяют содержание этих действий.
В данном контексте ханжество как показная добродетель соотносится с гламуром и показным потреблением. Основания для такого вывода:
- во всех трех случаях действует фактор публичности, обозримости, выставления на показ.
- во всех трех случаях чрезвычайно важна демонстрация успеха, социальной состоятельности и престижа.