Унижение
Humilation, 屈辱
У значений слова множество оттенков, но можно выделить четыре конституирующих: унижение – это попрание и поругание (прав, чувств), что приводит к обиде и может восприниматься как оскорбление.
Первичное значение слова связано с понижением, опусканием, принижением, движением вниз (унизить), с превращением ни во что. Уничижение – церковнославянское, древнерусское уничьжити - ничьже – ничто Фасмер соотносит с уничтожением.
Вектор движения вниз содержательно отражен и в истоках английского слова humiliation. Латинские корни слова - humilis– низко. Контекст такого значения – близко к земле прослеживается в этимологии слова: humilis от humus- земля, подобно греческому слову chthōnземля, chamai– на земле. Пример – хамефиты – низкие растения, хамелеон – земельный лев.
Унижение – это состояние и действие. Как состояние – это состояние унижаемого человека, вызванного отношением к нему как к человеку по происхождению простому и незнатному, по характеру – застенчивому и робкому, по доходам и имуществу – бедному и скромному, по возможностям – бесперспективному и бесславному. Как действие – это действие унижающего человека, приводящего к унижению другого.
Унижение как состояние и действие может быть отнесено не только к межличностным отношениям, но и к отношениям между группами людей и даже к отношениям между странами. Последний уровень исследовал публикации в 2009 году книги Dominique Moisi в своей книге "The Geopolitics of Emotion", опубликованной в 2009 году.
Унижение наряду с надеждой и страхом выступает в качестве базовой составляющей эмоции. На наш взгляд, в экономическом контексте унижение отличает от надежды и страха знак ставки дисконтирования в наших оценках прошлого, настоящего и будущего. Если ставка дисконтирования положительная – в эмоции доминирует надежда, отрицательная – страх, если ожидается падение уже отрицательной ставки – унижение. Унижение предстает как поврежденная уверенность в будущем, как разрыв между полным надежд прошлым, несостоявшимся настоящим и внушающим страх будущим.
Если унижение как обида сопрягается с проблесками надежды, то она может играть мотивирующую роль и усиливать конкурентоспособность. В этом плане Moisi выделяет Азиатское экономическое чудо 1980-х годов, когда такие страны как Южная Корея и даже Тайвань хотели доказать Японии, их бывшей оккупирующей силе, что они способны действовать успешно в мировом масштабе. Подобная мотивация движет и современным экономическим возрождением Китая.
Унижение без надежды становится деструктивной силой, превращается в "плохое унижение". В современном мире оно, по Moisi, в значительной степени характерно для арабо-исламистского мира и выступает новым источником конфликтов в современной геополитике.
Ислам, Конфликт, Мотивация, Ставка, Экономическое Чудо
Coflict, Economic Miracle, Islam, Motivation, Rate
侮辱