Гудвилл
Слово стало активно использоваться в русскоязычной экономической лексике с начала 90-х годов ХХ века. Правомерно и написание в форме "гуд вилл". Представляет собой прямое заимствование из английского языка.
Английское goodwill равнозначно good will дословно означает добрая воля и в этом контексте доброжелательность, благосклонность, расположение. Данный спектр значений отражается и в содержании goodwill как финансового понятия, которое появилось в коммерческой практике Англии еще в первой половине 15 века.
Самое короткое практическое определение "гудвилл" - дополнительный доход, источник которого – репутация. Данное определение можно развернуть до факторов формирования и способов оценки этой репутации и генерируемого ей дохода. В таком случае мы получим более полные и более академические определения гудвилл. Обобщим наиболее характерные черты этих определений и выделим четыре, на наш взгляд, главные черты.
Неосязаемый характер репутации и формирующих ее факторов, прежде всего деловых связей. Это означает, что данные факторы следует рассматривать как неосязаемые, нематериальные, невещественные активы. Данное обстоятельство отражено и в международной финансово-экономической лексике – синонимом нематериальных активов non-material являются невидимые invisible, неосязаемые, дословно - не касаемые intangible: от латинского in- "нет" + tangibilis "то, к чему можно прикоснуться" от tangere "касаться".
Условность стоимости репутации и стоящих за ней факторов. Это означает, что данную стоимость напрямую не измерить. Как правило, в балансе компании "гудвилл" как актив не показывается, но включается в число активов, если компания поглощается другой, которая платит за поглощение больше, чем стоят материальные активы компании.
Дисконтированный характер оценки "гудвилл". Это означает, что "гудвилл" представляет собой дисконтированную стоимость ожидаемых будущих сверхприбылей, одну из составляющих текущей стоимости каждой компании.
Двойственный характер "гудвилл". Он и экономический, он и бухгалтерский. Он и потенциальный, он и приобретенный. В экономическом плане "гудвилл" это вся дисконтированная стоимость ожидаемых будущих сверхприбылей. В бухгалтерском – только часть, уплаченная покупателем предприятия его продавцу и отражаемая в бухгалтерском учете первого. Почему только часть? Потому что продавец должен поделиться будущими сверхприбылями с покупателем, то есть отказаться т их части, для того, чтобы стимулировать покупателя совершить покупку предприятия.
Коммерция Компания Поглощение Покупатель Предприятие Репутация Фактор
Commerce Company Customer Enterprise Factor Image Merger