Научный стиль
scientific style
Научный стиль – манера изложения научного исследования. Манеру отличает терминологическая лексика. Доля терминов – слов, обозначающих научные понятия, составляет до 20 % общей лексики. Значительная часть терминов является интернациональной.
Названия понятий в научном стиле преобладают над названиями действий, что приводит большему употреблению существительных в сравнении с глаголом. Последние «десемантизируются», то есть утрачивают лексическое значение, что проявляется в преобладании глаголов широкой, семантики: существовать, происходить, иметь.
В контексте научной речи вневременное значение приобретает прошедшее время глагола. Считается, что процент глаголов настоящего времени в три раза превышает процент форм прошедшего времени.
Необходимость передачи отвлеченно обобщающих значений потребовала отказа от использования формы 2-го лица и местоимения ты, вы, в силу их конкретности. Форма «Я» не используется, вместо нее – «мы». На первом месте отвлеченные местоимения он, она, они.
Собственно-научный стиль для учёных и специалистов. Цель - выявить и описать новое. Это стиль диссертаций, монографий, научных статей, докладов, тезисов, научных рецензий. Научно-учебный - для учащихся. Цель - обучение, описание «от общего к частному», строгая классификация. Это стиль учебников, учебных пособий, лекций. Научно-популярный стиль. Аудитория – без специальных знаний. Цель - ознакомление с явлениями и фактами. Это стиль газетных рубрик, научно-популярных книг, близких по формату и содержанию к учебникам.
Названия понятий в научном стиле преобладают над названиями действий, что приводит большему употреблению существительных в сравнении с глаголом. Последние «десемантизируются», то есть утрачивают лексическое значение, что проявляется в преобладании глаголов широкой, семантики: существовать, происходить, иметь.
В контексте научной речи вневременное значение приобретает прошедшее время глагола. Считается, что процент глаголов настоящего времени в три раза превышает процент форм прошедшего времени.
Необходимость передачи отвлеченно обобщающих значений потребовала отказа от использования формы 2-го лица и местоимения ты, вы, в силу их конкретности. Форма «Я» не используется, вместо нее – «мы». На первом месте отвлеченные местоимения он, она, они.
Собственно-научный стиль для учёных и специалистов. Цель - выявить и описать новое. Это стиль диссертаций, монографий, научных статей, докладов, тезисов, научных рецензий. Научно-учебный - для учащихся. Цель - обучение, описание «от общего к частному», строгая классификация. Это стиль учебников, учебных пособий, лекций. Научно-популярный стиль. Аудитория – без специальных знаний. Цель - ознакомление с явлениями и фактами. Это стиль газетных рубрик, научно-популярных книг, близких по формату и содержанию к учебникам.