Модерн
modern
Слово заимствовано во французском языке в конце XIX века в значении - новое направление в искусстве и архитектуре – стиль модерн. Модерн – стилевое направление прежде всего в европейском и американском искусстве в конце XIX начале XX веков. К середине ХХ века спектр значений слова расширяется: модерн – это всё, что современно, модно, актуально.
Истоки слова: французское moderne, латинское modernus новейший от modo – только что, прямо сейчас от modus мера, способ, измерение. Знаменитое - modus vivendi - образ жизни. В общем контексте все эти значения содержательно сопрягаются, за исключением, на первый взгляд, значения "измерение". Но только на первый взгляд - отклонение и отказ от прежнего невозможны без соотнесения, то есть измерения.
Принципы модерна.
Антиэклектизм. Эклектика – стиль, который заключался в повторении предыдущих стилей, их зачастую неорганичным и чисто внешним соединением. Модерн противопоставил эклектизму единство и органичность организованной формы.
Декоративность. Это и принцип, и основной признак стиля модерн. Декоративный – красочно-нарядный, живописный. Декоративность – стремление украсить, придать красивую форму (от латинского decoro – украшаю), в том числе и через орнамент - узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов.
Асимметрия. Это принцип несимметричности, проявляюшийся прежде всего в фасадах домов и скульптурах. Творения модернистов стали походить на естественые образования, напоминать одновременно и природные формы, и результат свободного формотворчества человека. Проявление принципа асимметрии – гибкость линий.
Гибкость линий. Это отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, "природных" линий. Вьющееся растение стало основным мотивом модерна. За основу рисунков берутся орнаменты из растительного мира. Конституирующие слова для характеристики форм модерна – биоподобные, флореальные формы Эстетика изогнутой линии была усилена восточными влияниями. Стиль модерн – это увлеченность искусством Востока..
Синтетичность. Это стремление к единому стилю, в котором все элементы из окружения человека выполняются в одном ключе. Вследствие этого возрастает интерес к прикладным искусствам: дизайну интерьеров, керамике, книжной графике. Пример синтетичности стиля модерн может служить любой особняк, в котором всё решено в одном ключе – от ограды, оконных переплетов, дверных ручек, мебели, посуды, тканей, светильников, лестниц и других составных элементов целого.
Инновационность.Это интерес к новым технологиям, в особенности, в архитектуре, расцвет прикладного искусства. Новейшие технико-конструктивные средства и свободная планировка используются для постройки зданий с подчеркнуто индивидуализированным обликом.
Интернационализм. Это повсеместная распространенность определенных мотивов. Таких как мотивы морской волны, вьющихся растений, цветов ирисов и лилий. Другая форма проявления этого принципа - связанность, "проекционность" природных. "растительных" форм с томными и бледными женскими лицами, волнистыми волосами, струящимися складками одежд.
Сфера наиболее полной реализации стиля модерн - архитектурные шедевры, принадлежащие частным лицам. Но в духе модерна строились и многочисленные деловые, промышленные и торговые здания, вокзалы, театры, мосты, доходные дома.
Особенности реализации в России - "классический модерн" в архитектуре не проявляется в "чистом виде" за исключением особняков С. Рябушинского и 3.Морозовой в Москве.
Однокоренные слова – модернизация, мода, модернизм, модератор