Фокин Н.И.
Уроком служат результаты экономического развития Южной Кореи. На территории в 1,5 раза меньшей территории Приморского края, создана экономика по своим размерам соизмеримая с российской. Создана населением по численности в 3,2 раза меньшим российского. Задание на дом: почему они могут, а мы нет? Что есть такого у них, чего нет у нас? Может быть, дело в разных культурных ценностях?
Уроком служат северо-южнокорейские контрасты. Уровень и качество жизни на Севере и Юге корейского полуострова не сравнимы. При этом обе страны еще полвека находились примерно в одинаковых стартовых условиях. Задание на дом: что выше – факты или принципы? Почему оказался возможным такой разрыв? И выходит, что дело не в разных культурных ценностях?
Сформулированные вопросы – свидетельство корейского присутствия в России не только в прямых формах – товарной, людской, инвестиционной. Не менее значимы и скрытые, неявные формы. Одна из таких форм – демонстрационный эффект южнокорейской экономики, названный нами уроками корейского.
У демонстрационного эффекта Южной Кореи есть одна уникальная особенность – он действует как мультипликатор эмоций. В этом контексте корейское присутствие воспринимается как эмоциональное присутствие. В чём оно выражается? Оно выражается в настрое на одну эмоциональную волну русских и корейцев. Примечательно, что по результатам социологических исследований среди причин выбора Южной Кореи как объекта симпатий жителей Дальнего Востока России первое место заняла такая причина как необъяснимые симпатии. Они оставили позади впечатляющие экономические достижения страны.
Можно похожие достижения наблюдать одновременно и в современном Китае и Республике Корея. Но достижения южных корейцев производят на россиян большее впечатление. То же можно сказать и о социальных провалах северных корейцев. Почему? Что лежит в основе мультипликатора эмоций?
На наш взгляд, удивительная, почти неуловимая человеческая близость россиян и корейцев. Что сделало нас похожими? Возможно, совпадающие элементы в исторических судьбах и экономических проблемах России и Корейского полуострова. Это и войны по идеологическому признаку, послевоенная разруха, пятилетки, планирование, взаимодействие власти и бизнеса чеболь и российские олигархи, зигзаги и турбулентность политической жизни, и многое, многое другое. Разве не говорит о близости и факт удивительного совпадения структуры алкогольного потребления – соотношения крепких и слабых алкогольных напитков.
Нам понятны даже иррациональные, порожденные нелепыми бюрократическими решениями, явления в южнокорейской жизни. Отметим только запрет неоновых ламп (до 1970), борьбу с автомобилями красного цвета (до середины 80-х), запрет на проведение отпусков за границей (до 1987). Эти явления нас сближают, потому что перечень подобного рода российских явлений занял бы не одну страницу.
Естественно, то, что происходит с корейцами, понятными нам людьми, сильнее всего касается и нас самих - россиян. Мы берем уроки корейского, делаем выводы из их экономического прошлого, и стараемся не допустить их промахов и ошибок.
Какие выводы?