Ведущая тема финансовых новостей наступившего 2011 года – валютные "войны". Их главные участники – доллар, юань и евро. Другие, включая рубль – не главные, но активные. Вектор "военных" действий – стремление не допустить усиления национальной валюты. Обоснование: усиление валюты – это удорожание экспортных товаров, это падение конкурентоспособности национальной экономики.
В войне все средства хороши. И увещевания на высшем уровне, и обвинения в нечестной конкуренции, и требования выйти за пределы "узко национального" мышления, и угрозы связать курсовую политику партнера с "вынужденными" ответными мерами – квотами, тарифами, стандартами.
Но сильная валюта – это естественный компонент сильной экономики. Не будет его – не будет и сильной экономики. Почему?
Во-первых, потому что сильная валюта – это необходимая для устойчивого экономического развития умеренная и управляемая инфляция. В то время как девальвация – это усиление внутреннего спроса на экспортируемые товары и на ресурсы для их производства, это неизбежно высокий рост цен.
Во-вторых, потому что сильная валюта – это более дешевые, а потому доступные международные образовательные, туристские, информационные, коммуникационные и другие услуги. Это снятие экономических границ с другими странами, это – выход в глобальный мир со всеми его возможностями, как в культурном, так и в бизнес контексте.
В-третьих, потому что сильная валюта – это более доступные импортные товары, включая инвестиционные и в том числе – инновационные товары и связанные с ними технологии. Без сильной валюты не модернизировать старую экономику, не сформировать новую.
Почему власти не хотят сильных валют? Сказывается пробивная сила мощнейшего лобби – лобби экспортеров. Высок и электоральный потенциал мер по поддержке экспортных отраслей, особенно в экономиках с высокой долей экспорта в структуре ВВП. Велик и соблазн списать собственные неудачи на "валютные происки" конкурентов. Еще одна причина – разные временные эффекты динамики валютного курса. Падение курса - рост экспорта – наполнение бюджета в "осязаемом" будущем, повышение – бюджет сразу теряет доходы, а экономический рост ощущается только в долгосрочном периоде, то есть за пределами электорального цикла.