Понятие "экономическое чудо" принято связывать, прежде всего, с Японией. В меньшей степени – с Южной Кореей и некоторыми другими восточноазиатскими экономиками.
Но в мире есть другое чудо – норвежское. Об этом свидетельствуют следующие характеристики её экономики.
Бюджетная. Норвегия – это единственная экономика мира с положительным сальдо государственного бюджета в кризисном 2009 году. Профицит бюджета по отношению к ВВП составлял +9,9%. В 2010 году всего три экономики мира сведут бюджет с положительным сальдо: Норвегия (+9,4%), Гонконг (+3,0%) Саудовская Аравия (+1,3%) .
Балансовая. У Норвегии значительные размеры положительного сальдо торгового баланса и текущего платежного баланса. При существующих трендах в 2010 году сальдо составит соответственно +48 млрд. долларов и +55 млрд.
Инвестиционная. Норма накопления как отношение валовых инвестиций в основные
фонды к стоимости ВВП держится в пределах 25-30 процентов. По этому показателю в течение всего послевоенного периода Норвегия (и Финляндия) делила с Японией первое, второе и третье места среди всех развитых стран мира.
Трудовая. Рынок труда Норвегии характеризуется одним из самых высоких в мире уровней занятости. Коэффициент безработицы как отношение числа безработных к общему количеству рабочей силы в 2010 году находится в пределах 3,5 процента. При этом в самом кризисном 2009 году он составлял 3 процента.
Темповая. Экономика Норвегии растет, если не впечатляющими, то устойчиво стабильными темпами экономического роста. В кризисном 2009 году экономика упала на 1,8 процента. Для развитых стран это самый лучший показатель. В 2010 году рост по отношению к 2009 году составит 1,5%. В 2011 году прогнозируется рост 1,9%.
Характеристики экономического развития Норвегии в условиях глобального кризиса дают основания для вывода - кризис раскрыл миру не только феномен Китая, но и феномен Норвегии, своего рода норвежское экономическое чудо. Почему о нем не пишут? Из-за масштабов экономики? Не аргумент. Из-за её ресурсного характера? Это более вероятно, потому что в таком случае она предстает как немой укор российской экономической политике, как свидетельство несостоятельности противопоставления сырьевой и инновационной экономики.
Действительно, у норвежской экономики – высочайшая обеспеченность природными ресурсами. Она богата нефтью и газом с месторождений в Северном море, у неё много гидроресурсов. В стране находится крупнейшее в мире месторождение титановых и молибденовых руд, значительны запасы никеля, ванадия, кобальта, серебра, золота. Найдены месторождения урана. Значителен потенциал для развития рыбной отрасли.
Но при этом Норвегия не попала под действие "голландской болезни" экономики, когда добыча и экспорт сырья ведут к стагнации, как экономического развития, так и демократических институтов. Сырьевое "проклятие" - не для Норвегии.
Норвегия не попала и под действие закономерности "больше нефти – меньше демократических институтов". В ней сформированы современные институты: финансовые, экономические, правовые. Особо выделим институт прав собственности. Во многом именно в этом, то есть в институциональной составляющей, заключается успех развития сырьевого сектора. Один только факт – в Норвегии самые низкие в мире издержки доступа к закону как затраты на получение лицензий, регистрацию, таможенно-оформительские и другие процедуры.
Как это удалось достигнуть – не очевидно. Поэтому очевидно одно - феномен экономического развития Норвегии требует дальнейших исследований. Чудеса не только на Востоке. Норвежское чудо заслуживает внимания.