Данное утверждение справедливо и по отношению к Японии. Существует обоснованное мнение, что рост японского экспорта стал одним из рычагов экономического роста. Если экономический рост выражать через показатель ВВП на душу населения, то сформулированный вывод можно подкрепить следующими данными, которые мы, для большей наглядности, максимально округлим.
За три периода своей новейшей экономической истории (1913-1937 гг., 1952-1073 гг. и 1973-1990 гг.) японская экономика росла значительно быстрее, чем в большинстве индустриально-развитых стран. В период с 1952 по 1973 гг. ВВП Японии на душу населения увеличился с 580 американских долларов в 1965 г. до 1020 долл. США в 1970 г. В период с 1973 г. по 1990 г. ВВП увеличился практически в пять раз по сравнению с 1695 г. и составил по данным на 1980 г. 5230 долл. США. Что касается объемов экспорта за вышеуказанные периоды, то в период с 1965 по 1970 гг. он вырос более чем в два раза и составил 6 954 367 млн иен, а в период с 1973 по 1990 гг. экспорт вырос более, чем в 4 раза и в 1990 г. составил 41 457 млрд иен. Таким образом, можно сделать вывод, что в обозначенные выше периоды интенсивного экономического роста экспорт играл довольно заметную роль, однако мнение о том, что именно экспорт стал двигателем экономического развития в Японии, является ошибочным.
Рассмотрев различные подходы, касающиеся влияния экспорта на развитие экономики страны, в частности эмпирические исследования ученого Саммерса, мы пришли к выводу, что в период с 1952 по 1973 гг. рост японской экономики основывался отнюдь не на внешней торговле, а на внутриэкономических процессах. Ни один из тестов, проведенных исследователями, не доказал, что экспорт являлся движущим фактором экономического роста Японии. Однако экспорт оказал некоторое влияние на экономический рост 1913–1937 гг. и 1973–1990 гг., хотя его влияние не было столь существенным. Например, в период Первой мировой войны с 1914 по 1918 гг. доля экспорта в экономическом росте Японии составляла около 30 %, подобная ситуация наблюдалась и в 1931–1933 гг., 1957–1975 гг. и 1983–1985 гг., когда иена теряла свою стабильность. Но, несмотря на эти краткосрочные периоды, мы утверждаем, что рост японской экономики не опирался на внешнюю торговлю. Фиксированный курс иены помог удержать резкий скачок спроса на внутреннем рынке на труд и капитал, предотвратил высокую внутреннюю конкуренцию в производственной сфере, позволил огромному военно-промышленному комплексу наладить мирное производство и, по мнению многих исследователей, снизил влияние экспорта на экономический рост. Все это позволило японской экономике выйти на недосягаемые показатели роста.
Приведенные рассуждения свидетельствуют, что неомеркантилистская модель проявляется как экспортно-ориентированная модель экономического роста. Ее реализация предполагает поддержку производителей экспортной продукции со стороны государства. Данная поддержка может быть отнесена к институциональным сравнительным преимуществам. При всем многообразии форм этой поддержки они могут быть сведены к трем.
Первая и самая явная – это субсидии из государственного бюджета, которые призваны нивелировать разницу между внутригосударственной ценой на товар и ценой на аналогичный продукт на мировом рынке. Субсидирование позволяет экспортерам, снижая цены на вывозимые товары, расширять свой экспорт, завоевывая новые рынки сбыта.
Вторая, менее явная, – льготное кредитование. Оно занимает особое место в экспортном стимулировании и обеспечивается предоставлением экспортеру как среднесрочных, так и долгосрочных кредитов через государственные банки и специальные финансовые учреждения (с участием государства), а также путем выдачи государственных гарантий по экспортным кредитам на основе соответствующих законов. Последнее означает, что государство берет на себя все риски – как экономические, так и политическое (как правило, по крупным контрактам), покрывающие до 90 % стоимости экспортного кредита.
Третья, также менее явная, – налоговые и иные льготы производителям экспортной продукции. Эти льготы сводятся к следующим основным: освобождение поставщиков экспортных товаров на ряд лет от уплаты налогов на часть текущей выручки от экспортных операций; предоставление льготных условий амортизации; перевод средств от экспорта на специальные необлагаемые налогом счета. К льготам следует отнести и возможность создать резервы развития заграничных рынков для экспортной продукции малых и средних предприятий и фонда для погашения потерь от инвестирования за границей; возврат таможенных пошлин и налогов, уплаченных при импортировании сырья для нужд экспортного производства.
Важную роль играет и организационно-техническое содействие экспорту, также являющееся одним из сравнительных преимуществ, в механизм которого вошли такие инструменты, как предоставление через государственные органы различного рода коммерческой информации, представление интересов частных экспортеров в правительственных организациях, подготовка специалистов для внешней торговли, официальная помощь в поиске контрагентов на зарубежных рынках. Все эти формы поддержки производителей экспортной продукции использовало и во многом использует японское государство.
Очевидно, что государственное перераспределение ресурсов в пользу экспортного сектора через прямые субсидии и селективное (только для экспортеров) льготное кредитование, трудно назвать чисто рыночным. Оно не приветствуется мировым сообществом. Согласно положениям ВТО оно оценивается как "unfair competition", что можно перевести не только как "нечестная конкуренция", но и как "несправедливая конкуренция".
Говоря о сравнительных преимуществах в инвестиционно-ведомой модели экономического роста, мы прежде всего будем иметь в виду роль инвестиций в экономическом росте государства. Существует мнение, что основой экономического роста Японии являются инвестиции. Аргументация в пользу этой точки зрения связана с критическим осмыслением экспортно-ориентированной модели.