☰ ⇧
Экономика - Аналитика - Этимология
Эканет: В начале было Cлово
Фокин Н. И.
аналитика статьи юмор о сайте
АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ

аудит
базовые понятия
баланс
банковские понятия
валюта
взаимодействие
внешность
внешняя торговля
география
глобальные проблемы
государство
деривативы
женщина
инновация
институционализм
интернет
история
Китай
коэффициент
кризис
культура
личность
люди
макроэкономика
маркетинг
математическая экономика
менеджмент
методология
микроэкономика
модели торговли
модель
наука
негатив
неопределённость
одежда
организации
отношения
парадоксы
позитив
политика
посредники
природные ресурсы
работа
развитие
религия
риск
Россия
семья
смерть
страна
строй
типы рынка
торговля
физика
финансовые операции
формы предприятия
цветы
ценные бумаги
экономика информации
экономическая история
экономические науки
эмоции
язык

Сравнительные преимущества в моделях торговли и роста (3)

1 2 3 4 5 6

Содержание

озеро в горах

Причиной разработки модели эффекта масштаба явился отказ от допущения модели Хекшера-Олина о независимости доходности от масштабов деятельности.

Суть данной модели сводится к уменьшению издержек на единицу продукции с ростом масштаба производства. С точки зрения модели эффекта масштаба, сравнительные преимущества страны можно определить через следующую последовательность: с увеличением объемов производства продукция дешевеет, требуется расширение рынка, обеспечивается выход на рынки других стран, в следствие чего страна или фирма приобретает сравнительное преимущество по тем товарам, масштабы производства которых превосходят аналогичные масштабы производства в других странах или фирмах.

Немаловажной деталью является тот факт, что эффект масштаба порождает монопольные тенденции. Из модели следует необратимость тенденции к концентрации производства и экспорту отдельных товаров, находящихся в руках монополиста или небольшой группы олигополистов, сначала корпораций, а затем и стран. Первая же фирма, достигающая больших масштабов производства и тем самым обретающая сравнительные преимущества, снижает цены и вытесняет конкурентов с внутреннего и мирового рынка.

Другое значимое последствие эффекта масштаба и связанной с ней концентрации производства – олигополизация мирового рынка, что отражается на росте внутриотраслевой и внутрифирменной торговли и приводит к росту числа транснациональных корпораций. По их числу и масштабам деятельности в современной мировой эконо¬мике Япония является второй державой, т.е. в модели эффекта масштаба отчетливо просматриваются фундаментальные постулаты модели сравнительных преимуществ: Японии выгодно экспортировать те товары, по которым у нeё есть сравнительные преимущества, даже если производство этих товаров абсолютно менее эффективно; внешняя торговля выводит потребление торгующих стран за пределы их производственных возможностей; внешняя торговля увеличивает мировое производство.

Эффект масштаба оказался неразрывно связанным с развитием внутриотраслевой торговли, основу которой определяет дифференцированный продукт, наделенный специфическими характеристиками, выделяющими его из ряда абсолютно аналогичных товаров.

Содержание модели сводится к тому, что объемы внешнеторговых потоков между экономически подобными странами определяются стремлением специализироваться на одной и той же группе дифференцированных продуктов. Это позволяет использовать эффект масштаба и стимулирует развитие внутриотраслевой торговли. В результате в мировой торговле начинает преобладать торговля подобными продуктами между подобными странами.

Таким образом, внутриотраслевая торговля характерна для подобных стран, т.е. стран, равно наделенных ресурсами, межотраслевая – для стран, в разной степени наделенных ресурсами. Внутриотраслевая торговля на основе эффекта масштаба делает возможным рост доходности всех экономических ресурсов. Модель Хекшера-Олина, описывающая межотраслевую торговлю, предсказывает понижение доходности дефицитных ресурсов.

Расширение внутриотраслевой торговли выражается в резком росте международной торговли частями и компонентами продукта [28, 74-77].

Модель эффекта масштаба определяет источник сравнительных преимуществ с точки зрения масштаба производства того или иного товара. Другими словами, страна приобретает сравнительное преимущество по тем конкретным товарам, масштабы производства которых превосходят масштабы производства идентичного товара в других государствах, т.е. сравнительные преимущества пропорционально зависят от количества произведенной продукции. Однако в настоящее время в мировой экономике существуют уникальные компании, производящие продукцию в единичных экземплярах, и модель эффекта масштаба не может объяснить источники сравнительных преимуществ в данных секторах экономики.

Отличную от других моделей интерпретацию сравнительных преимуществ дает модель жизненного цикла. Другие названия: технологическая модель, парадигма «Стая летящих гусей», модель Вернона. Модель разрабатывается с 30-х гг. ХХ в. Наиболее полное обоснование модели дано в 60-х гг. американским экономистом Раймондом Верноном.

Основная идея модели – экспорт и импорт товара определяются стадиями его жизненного цикла: внедрением, ростом, зрелостью, упадком, т.е. на одних стадиях страна будет обладать сравнительными преимуществами, а на других – нет. Особенности продукта на стадии его внедрения – ресурсоемкость и трудоемкость. К причинам ресурсоемкости можно отнести отсутствие стандартизированности продукта, малую степень или полное отсутствие автоматизированности производства продукта и незначительные масштабы производства, что связано с неопределенностью объема продаж на стадии внедрения. Особенности внешнеторговых отношений на стадии внедрения сводятся к следующим постулатам: продукт экспортируется той страной, где он внедряется (например, США); продукт импортируется страной, подобной по уровню развития (доходы, потребительское поведение) стране внедрения (например, Япония – США); внешняя торговля продуктом начинается во второй половине стадии внедрения (до этого он апробируется на внутреннем рынке). Рассмотренные процессы позволяют понять и содержание парадокса Леонтьева. Парадокс Леонтьева: новые экспортные продукты более трудоемки. Их производство требует высоких ставок оплаты труда. Причины этого кроются в монопольной позиции первичных производителей и необходимости привлечения работников с высоким уровнем образования и профессионализма.

На стадии роста продукт становится все более стандартизированным, массовым, привычным, дешевым, доступным. Отчетливо начинают проявляться относительные преимущества производимого продукта и положения модели сравнительных преимуществ: появляется возможность производства продукта в других развитых странах, другие развитые страны из импортера превращаются в производителя и экспортера, соответственно, монополия страны внедрения разрушается и, в конечном итоге, продукт начинают импортировать менее развитые страны.

Стадия зрелости. Особенность продукта на этой стадии – максимальная стандартизированность. Следствие: производство не требует высокой квалификации; технология производства становится стандартизированной и воплощается в оборудовании, которое начинает продаваться; инновационная страна теряет преимущество в производстве и начинает его свертывать; производство перемещается в третьи страны. Третьи страны начинают производство и экспорт продукта в страну-инноватора и другие развитые страны.

Особенность продукта на стадии упадка – его технологическое устаревание. В результате объем продаж снижается, продукт производится только в третьих странах и экспортируется ими в другие страны. Развитые страны начинают внедрять новый продукт.

В соответствии с вышесказанным, можно сделать вывод, что по мере стандартизации товара его производство и экспорт перемещается в страны с более низким уровнем развития, где сравнительные преимущества основываются не на НИОКР, а на других элементах затрат, в первую очередь на более низкой оплате труда.

Верификация модели связана с историей развития следующих отраслей: сельское хозяйство, текстильная промышленность, радиотехническая промышленность, целлюлозно-бумажная промышленность, производство пластмасс, синтетики.

Модель имеет ограничения: она не описывает торговлю некоторыми продуктами. К таким продуктам можно отнести продукты с коротким жизненным циклом, дорогие товары, товары, перемещение которых требует значительных транспортных расходов, товары с большими возможностями дифференциации.

Далее >>

Сравнительные преимущества в моделях торговли и роста: 1 2 3 4 5 6

Содержание


© Фокин Н. И.