Причиной разработки модели эффекта масштаба явился отказ от допущения модели Хекшера-Олина о независимости доходности от масштабов деятельности.
Суть данной модели сводится к уменьшению издержек на единицу продукции с ростом масштаба производства. С точки зрения модели эффекта масштаба, сравнительные преимущества страны можно определить через следующую последовательность: с увеличением объемов производства продукция дешевеет, требуется расширение рынка, обеспечивается выход на рынки других стран, в следствие чего страна или фирма приобретает сравнительное преимущество по тем товарам, масштабы производства которых превосходят аналогичные масштабы производства в других странах или фирмах.
Немаловажной деталью является тот факт, что эффект масштаба порождает монопольные тенденции. Из модели следует необратимость тенденции к концентрации производства и экспорту отдельных товаров, находящихся в руках монополиста или небольшой группы олигополистов, сначала корпораций, а затем и стран. Первая же фирма, достигающая больших масштабов производства и тем самым обретающая сравнительные преимущества, снижает цены и вытесняет конкурентов с внутреннего и мирового рынка.
Другое значимое последствие эффекта масштаба и связанной с ней концентрации производства – олигополизация мирового рынка, что отражается на росте внутриотраслевой и внутрифирменной торговли и приводит к росту числа транснациональных корпораций. По их числу и масштабам деятельности в современной мировой эконо¬мике Япония является второй державой, т.е. в модели эффекта масштаба отчетливо просматриваются фундаментальные постулаты модели сравнительных преимуществ: Японии выгодно экспортировать те товары, по которым у нeё есть сравнительные преимущества, даже если производство этих товаров абсолютно менее эффективно; внешняя торговля выводит потребление торгующих стран за пределы их производственных возможностей; внешняя торговля увеличивает мировое производство.
Эффект масштаба оказался неразрывно связанным с развитием внутриотраслевой торговли, основу которой определяет дифференцированный продукт, наделенный специфическими характеристиками, выделяющими его из ряда абсолютно аналогичных товаров.
Содержание модели сводится к тому, что объемы внешнеторговых потоков между экономически подобными странами определяются стремлением специализироваться на одной и той же группе дифференцированных продуктов. Это позволяет использовать эффект масштаба и стимулирует развитие внутриотраслевой торговли. В результате в мировой торговле начинает преобладать торговля подобными продуктами между подобными странами.
Таким образом, внутриотраслевая торговля характерна для подобных стран, т.е. стран, равно наделенных ресурсами, межотраслевая – для стран, в разной степени наделенных ресурсами. Внутриотраслевая торговля на основе эффекта масштаба делает возможным рост доходности всех экономических ресурсов. Модель Хекшера-Олина, описывающая межотраслевую торговлю, предсказывает понижение доходности дефицитных ресурсов.
Расширение внутриотраслевой торговли выражается в резком росте международной торговли частями и компонентами продукта [28, 74-77].
Модель эффекта масштаба определяет источник сравнительных преимуществ с точки зрения масштаба производства того или иного товара. Другими словами, страна приобретает сравнительное преимущество по тем конкретным товарам, масштабы производства которых превосходят масштабы производства идентичного товара в других государствах, т.е. сравнительные преимущества пропорционально зависят от количества произведенной продукции. Однако в настоящее время в мировой экономике существуют уникальные компании, производящие продукцию в единичных экземплярах, и модель эффекта масштаба не может объяснить источники сравнительных преимуществ в данных секторах экономики.
Отличную от других моделей интерпретацию сравнительных преимуществ дает модель жизненного цикла. Другие названия: технологическая модель, парадигма «Стая летящих гусей», модель Вернона. Модель разрабатывается с 30-х гг. ХХ в. Наиболее полное обоснование модели дано в 60-х гг. американским экономистом Раймондом Верноном.
Основная идея модели – экспорт и импорт товара определяются стадиями его жизненного цикла: внедрением, ростом, зрелостью, упадком, т.е. на одних стадиях страна будет обладать сравнительными преимуществами, а на других – нет. Особенности продукта на стадии его внедрения – ресурсоемкость и трудоемкость. К причинам ресурсоемкости можно отнести отсутствие стандартизированности продукта, малую степень или полное отсутствие автоматизированности производства продукта и незначительные масштабы производства, что связано с неопределенностью объема продаж на стадии внедрения. Особенности внешнеторговых отношений на стадии внедрения сводятся к следующим постулатам: продукт экспортируется той страной, где он внедряется (например, США); продукт импортируется страной, подобной по уровню развития (доходы, потребительское поведение) стране внедрения (например, Япония – США); внешняя торговля продуктом начинается во второй половине стадии внедрения (до этого он апробируется на внутреннем рынке). Рассмотренные процессы позволяют понять и содержание парадокса Леонтьева. Парадокс Леонтьева: новые экспортные продукты более трудоемки. Их производство требует высоких ставок оплаты труда. Причины этого кроются в монопольной позиции первичных производителей и необходимости привлечения работников с высоким уровнем образования и профессионализма.
На стадии роста продукт становится все более стандартизированным, массовым, привычным, дешевым, доступным. Отчетливо начинают проявляться относительные преимущества производимого продукта и положения модели сравнительных преимуществ: появляется возможность производства продукта в других развитых странах, другие развитые страны из импортера превращаются в производителя и экспортера, соответственно, монополия страны внедрения разрушается и, в конечном итоге, продукт начинают импортировать менее развитые страны.
Стадия зрелости. Особенность продукта на этой стадии – максимальная стандартизированность. Следствие: производство не требует высокой квалификации; технология производства становится стандартизированной и воплощается в оборудовании, которое начинает продаваться; инновационная страна теряет преимущество в производстве и начинает его свертывать; производство перемещается в третьи страны. Третьи страны начинают производство и экспорт продукта в страну-инноватора и другие развитые страны.
Особенность продукта на стадии упадка – его технологическое устаревание. В результате объем продаж снижается, продукт производится только в третьих странах и экспортируется ими в другие страны. Развитые страны начинают внедрять новый продукт.
В соответствии с вышесказанным, можно сделать вывод, что по мере стандартизации товара его производство и экспорт перемещается в страны с более низким уровнем развития, где сравнительные преимущества основываются не на НИОКР, а на других элементах затрат, в первую очередь на более низкой оплате труда.
Верификация модели связана с историей развития следующих отраслей: сельское хозяйство, текстильная промышленность, радиотехническая промышленность, целлюлозно-бумажная промышленность, производство пластмасс, синтетики.
Модель имеет ограничения: она не описывает торговлю некоторыми продуктами. К таким продуктам можно отнести продукты с коротким жизненным циклом, дорогие товары, товары, перемещение которых требует значительных транспортных расходов, товары с большими возможностями дифференциации.