Сравнительные преимущества в регулировании торговли (5)
Содержание
Судя по данным о динамике различных внешнеторговых квот Японии в 90-е гг. (см. таблица 5), степень вовлеченности страны в мировую экономику возрастала. Трудно идущая структурная перестройка экономики Японии, нестабильность экономической конъюнктуры в последние годы оказывали противоречивое – то тормозящее, то стимулирующее – влияние на эту динамику. Однако признаки увеличения масштабов экс¬порта производственного капитала из Японии, особенно в среднесрочной перспективе, и дальнейшее развитие экономической интеграции в Восточной Азии указывают на возрождение тенденции к интернацнонализации японской экономики.
1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | |
Экспортные квоты | ||||||
Товарный экспорт/ВВП | 8,2 | 8,3 | 8,7 | 9,8 | 9,8 | 9,3 |
Экспорт товаров и услуг/ВВП | 9,0 | 9,1 | 9,7 | 10,7 | 10,7 | 10,0 |
Импортные квоты | ||||||
Товарный импорт/ВВП | 5,7 | 6,3 | 7,4 | 7,9 | 7,1 | 6,9 |
Импорт товаров и услуг/ВВП | 7,0 | 7,7 | 9,2 | 9,6 | 8,8 | 8,4 |
Пока же Япония по величине внешнеторговых квот сильно отстает от единственной относительно сопоставимой с нею по масштабам экономики развитой страны — Германии (в конце 90-х гг. ее товарная экспортная квота находилась на уровне 24–25 %, а импортная – 21–22 %). Что касается США, то в конце 90-х гг. Япония несколько oпережала их по экспортной квоте (у США было 8––8,5 %), но по импортной квоте она существенно отставала от крупнейшего мирового рынка (у США эта квота превышала 11 %).
Современный российский режим регулирования импортных товаропотоков не является совершенным и негативно отражается на положительных тенденцях в развитии отечественной экономики и активизации участия страны в мирохозяйственных связях на многостороннем уровне. Эффективная государственная политика способна положительно повлиять на закрепление и развитие благоприятной ситуации в национальной экономике и обеспечить оптимальные условия вхождения России в мировой обмен на качественно новом уровне, однако для этого должны быть учтены и исправлены ошибки прошлых лет.
При разработке и реализации мер тарифного и нетарифного регулирования ввоза в страну зарубежных товаров необходимо обеспечивать соблюдение баланса зачастую противоречивых интересов потребителей импортируемых товаров и отраслей импортозамещения. Далее импортный тариф во все годы реформ выполнял в основном чисто фискальную функцию в ущерб протекционистской. Эта сознательно проводимая политика должна быть изменена, в т.ч. и за счет введения гораздо более дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин, что соответствует мировой практике, в первую очередь в странах, основных конкурентах России [62].
Важным резервом роста вовлеченности Японии в международное разделение труда и повышения таким образом эффективности ее экономики является стимулирование внешней торговли услугами, данная сфера остается в Японии слабо развитой. Данное обстоятельство, как мы видим из данных таблицы 5, находит свое отражение в небольшой разнице между объемами товарного экспорта и экспорта товаров и услуг.
Замкнутость сектора услуг в Японии является одной из причин значительного его отставания по уровню производительности труда от сектора услуг в США. Поэтому необходимо осуществить реформирование этого сектора национальной экономики Японии.
На основании всего вышесказанного можно сделать вывод, что в 1999–2000 гг. рост экспорта явился важным, если не главным фактором в некотором оживлении хозяйственной конъюнктуры в Японии. Однако очередное возвращение японской экономики в 2001 г. в рецессию сопровождалось еще и общим ухудшением внешнеэкономической конъюнктуры: впервые за последние десять лет хозяйственный спад, хотя и в разной степени, одновременно затронул Японию, США и страны ЕС. В 2001 г. положительное сальдо торгового баланса снизилось до 8 527 млрд иен, в то время как в 2000 г. оно составило 12 563,4 млрд иен, затем, в 2002 г. последовало его увеличение до 11 728 млрд иен. Процесс увеличения положительного сальдо торгового баланса продолжается и сейчас.
Ввиду снижающегося внутреннего спроса, относительного падения конкурентоспособности экспортной продукции (в т.ч. под напором конкуренции со стороны производителей из других стран Восточной Азии) Япония стала более чувствительной к внешним шокам. Примером этого является реакция японских деловых кругов и японской экономики на изменение экономической ситуации и, прежде всего, рецессию в Соединенных Штатах.
Проведенное нами обобщение японского опыта свидетельствует, что использование сравнительных преимуществ национальной экономики в целях ее роста невозможно без формирования организационно-экономического механизма реализации данных преимуществ. Подобный механизм может быть сформирован через такое регулирование внешней торговли, которое отвечает особенностям сравнительных преимуществ национальной экономики.
Содержание