Сравнительные преимущества в регулировании торговли (4)
Содержание
Российские таможенники в настоящее время продолжают развивать таможенную инфраструктуру, укрупняя ее и создавая дополнительные таможенные терминалы, которые оснащаются современной техникой. Однако проблема устаревания технических средств на таможнях Дальневосточного региона остается особенно актуальной, в соответствии с чем увеличиваются и сроки прохождения таможенных формальностей как в отношении экспорта, так и в отношении импорта.
В 2003 г. перед российской таможней была поставлена важная задача – содействовать развитию внешней торговли. Решение данной задачи должно увеличить поступления таможенных платежей в государственную казну. Перед таможенными органами также стоит задача совместно с участниками внешнеэкономической деятельности искать пути и методы упрощения процедур экономических операций. Развитие партнерских отношений с участниками ВЭД выдвигает задачу дебюрократизации таможенных процедур на основе доверия, взаимопонимания и уважения [42].
Основное место в регулировании импорта в большинство стран отводится таможенным тарифам и пошлинам. Принято считать, что основным инструментом при защите интересов национальных производителей являются таможенные пошлины.
В Японии выделяют следующие виды импортных пошлин:
1. Адвалорные пошлины, под которые подпадает около 95 % всех ввозимых товаров. Стоимость импорта в данном случае определяется на основе цены CIF.
2. Специфические пошлины применяются к таким товарам, как вино, растительное масло и пр. Размер пошлины определяется на основе физического объема товара.
3. Избирательные пошлины основываются на сравнении ставок адвалорной и специфической пошлин. Оплата производится избирательно, но чаще всего по более высокой из них.
4. Комплексные пошлины рассчитываются путем объединения ставок адвалорной и специфической пошлин.
Необходимо также упомянуть, что в Японии существуют редко применяемые специальные пошлины (антидемпинговые, компенсационные и чрезвычайные).
В Российской Федерации таможенные платежи на большинство импортируемых товаров остаются достаточно высокими, но иногда правительство снижает пошлины на некоторые виды ввозимой продукции.
Исходя из закона РФ «О таможенном тарифе», в России выделяют три основных вида импортных пошлин:
1. Адвалорные пошлины (стоимостные). В этом случае ставка пошлины
устанавливается в процентах к таможенной стоимости ввозимого товара.
2. Специфические пошлины устанавливаются в денежном выражении за определенную единицу импортируемого товара.
3. Комбинированные или смешанные пошлины включают в себя как адвалорные, так и специфические пошлины. Исчисление таможенного платежа происходит выборочно, как путем сложения двух пошлин, так и путем их сравнения.
В планы России относительно импортных пошлин входит их снижение в долгосрочной перспективе до 3–4 %. В настоящее время средние эффективные ставки импортных пошлин в России составляют 10–11 %. Рекомендуемый уровень импортных тарифов при вступлении во Всемирную торговую организацию (ВТО) составляет 16–17 %, а окончательная граница ввозных тарифов по окончании семилетнего переходного периода после вступления в ВТО составляет 10 % [12].
Что касается таможенных тарифов, т.е. свода ставок таможенных пошлин на перемещаемые через границу товары, то в Японии применяется многоколонная система, когда ввозимые товары подразделяются по 21 разряду, 97 главам, 240 позициями и 5018 субпозициям. Подобная градация позволяет японским таможенникам в короткие сроки определять и рассчитывать импортные платежи.
Ставки пошлин в Стране восходящего солнца сгруппированы в четырех столбцах: в первом — общие (базовые) ставки, которые могут быть изменены в одностороннем порядке, во втором — ставки, закрепленные в ГАТТ/ВТО (так называемые договорные, или конвенционные), в третьем — преференциальные ставки, в четвертом — временные ставки пошлин, вводимых на основании закона «О временных тарифных мерах» [15, 8]. В России структура таможенных тарифов состоит из трех колонок: максимальные (генеральные) ставки, минимальные ставки и преференциальные ставки в отношении импорта продукции из развивающихся стран.
Квотирование импорта позволяет расширить спрос на продукцию отечественного производства и ограничивает ввоз в страну товаров из-за рубежа. Квотирование может эффективно использоваться при устранении дефицита платежного баланса.
Сегодня в Японии импортному квотированию подвергаются около 80 наименований ввозимых товаров, среди которых мясо-молочная продукция, соки и пр.
При использовании системы тарифных квот товары облагаются пошлиной по первичной ставке до тех пор, пока объем импорта не достигнет определенной величины, после чего вступает в действие более высокая вторичная ставка. Как правило, тарифные квоты (т.е. количество товара, облагаемого пошлиной по первичной ставке) определяются вычитанием объема внутреннего производства из объема спроса на данный товар внутри страны. Тарифные квоты устанавливаются ежегодно особым постановлением кабинета министров [15, 6].
Содержание