Сравнительные преимущества в регулировании торговли (1)
Содержание
Под анализом сравнительных преимуществ в регулировании внешней торговли мы понимаем анализ организационно-экономических форм их реализации через внешнеторговое регулирование. Эти формы включают в себя законодательную базу, государственное финансирование внешней торговли и прежде всего систему финансового содействия экспорту, страхование, налоговые льготы, таможенное содействие, механизмы тарифного и нетарифного регулирования.
Японская система экспортно-импортного контроля и ее организационно-экономические основы выстраивалась десятилетиями, что говорит о ее функциональности и надежности. Что касается российской системы, то в настоящее время ее состояние далеко от идеального, поэтому японский опыт можно было бы использовать для улучшения внешнеторговой системы нашего государства. Именно по этой причине японская система регулирования внешней торговли стоит на первом месте в данном параграфе.
Японское законодательство в сфере экспортного контроля включает в себя несколько основных законов, среди которых Закон об экспортно-импортных операциях, Закон об экспортной инспекции, Закон о валютном обмене и внешней торговле, законы, регулирующие таможенные вопросы и пр.
В первую очередь целесообразно рассмотреть 8 видов японского экспортного контроля. В основном они касаются запретов на вывоз различных видов оружия в неблагонадежные страны.
Применяемые в Японии виды экспортного контроля можно классифицировать следующим образом:
1. Контроль за экспортом товаров и технологий двойного назначения.
2. Контроль за экспортом вооружений и оборудования для их производства.
3. Контроль за экспортом ракет, ракетного оборудования и технологий.
4. Контроль за сырьем для химического оружия.
5. Контроль за ядерными материалами.
6. Контроль за экспортом, связанным с решениями ООН о санкциях.
7. Контроль в целях обеспечения адекватного внутреннего предложения [16, 15-24].
К восьмому виду экспортного контроля можно отнести запрет на ввоз продукции криминального характера, отдельных видов флоры и фауны, произведений искусства и пр. Во всех восьми случаях экспортер должен получить разрешение в Министерстве внешней торговли и промышленности, которое проводит экспертизу вывозимых товаров и выдает лицензию на экспорт, действующую в течение трех месяцев. Однако сегодня, в рамках программ содействия экспорту, японские компании беспрепятственно вывозят большинство товаров.
Правовая основа российской системы экспортного контроля была заложена 11 апреля 1992 г. после принятия президентского указа № 388 «О мерах по созданию системы экспортного контроля в Российской Федерации», в котором в качестве критических систем упоминаются только вооружение и военная техника, ракетное оружие, ядерное, химическое и другие виды оружия массового уничтожения. Поскольку этот указ стал фундаментом для последующих нормативных документов, то отсутствие в списке продукции, характеризующейся экономической критичностью, стало одной из черт всей российской системы экспортного контроля вплоть до 1997–1998 гг. Для того, чтобы создать всеобъемлющий контроль, в России начали преодолевать серую зону, допускаемую даже самыми строгими письменными правилами в 1998 г. 22 января 1998 г. за № 57 было опубликовано Постановление правительства Российской Федерации «Об усилении контроля за экспортом товаров и услуг двойного назначения, имеющих отношение к оружию массового уничтожения и ракетным средствам его доставки». В настоящее время экспортный контроль осуществляется посредством указов, распоряжений Президента РФ, постановлений Правительства РФ и приказов ГТК России (Таможенный кодекс РФ, законов РФ «О Валютном регулировании и валютном контроле», «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами», «О ввозе и вывозе культурных ценностей», «О государственной границе РФ», «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности РФ», «Об экспортном контроле и пр.).
К основным видам российского экспортного контроля, во многом схожими с японскими, можно отнести:
1. Контроль за экспортом товаров и технологий двойного назначения в соответствии с Вассенаарскими договоренностями.
2. Контроль за экспортом оборудования, материалов и технологий, применяющихся при создании ракетного оружия.
3. Контроль за экспортом химикатов, оборудования и технологий, которые имеют мирное назначение, но могут быть применены при создании химического оружия.
4. Контроль за экспортом ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий.
5. Контроль за экспортом отдельных видов сырья, материалов, оборудования, технологий и научно-технической информации, которые могут быть применены при создании вооружения и военной техники.
6. Контроль за экспортом возбудителей заболеваний (патогенов) человека, животных и растений, их генетически измененных форм, фрагментов генетического материала и оборудования, которые могут быть применены при создании бактериологического (биологического) и токсического (токсинного) оружия.
Для подтверждения факта вывоза других товаров за пределы РФ в соответствии с таможенным режимом экспорта лицо, перемещающее товары через таможенную границу РФ, либо декларант этих товаров представляет в таможню лично или по почте необходимые документы [52]. Если говорить о системе финансового содействия экспорту в Японии, то она претерпела за послевоенный период немалые изменения и в настоящее время включает льготное финансирование, льготное налогообложение и страхование [28, 84]. Российские методы финансовой поддержки экспорта отличаются от японских и сводятся к следующим пунктам: долгосрочное экспортное кредитование, возмещение части процентных ставок по экспортным кредитам и гарантийная поддержка экспорта [34].
Схема 1. Российская и японская схема содействия экспорту
Содержание