Сравнительные преимущества в регулировании торговли (2)
Содержание
Японское государственное финансирование внешней торговли осуществляется Экспортно-импортным банком (ЭИБ), в ведении которого находятся внешнеэкономические операции страны. Являясь правительственной структурой, банк, тем не менее, вправе самостоятельно принимать решения в кредитно-денежной сфере.
К основным формам кредитов, предоставляемых ЭИБ, можно отнести кредит поставщику, кредит покупателю, кредит на технические услуги и кредит на осуществление зарубежных капиталовложений.
К первому виду кредита мы отнесли кредит поставщику, предоставляемый крупным японским компаниям-экспортерам. Данный кредит выдается в иенах при наличии гарантий со стороны МВТП и 15–20 % оплаты контракта наличными деньгами. Нередко ЭИБ привлекает к подобному виду кредитования средства частных банков. Что касается кредита покупателю, то он выдается иностранным компаниям, которые приобретают японские товары и услуги. Кредит на технические услуги вправе получить компании, экспортирующие услуги инженерно-технического и консалтингового характера. Одной из косвенных форм стимулирования экспорта является кредит ЭИБ для осуществления зарубежных капиталовложений.
В 1995 финансовом году ЭИБ предоставил 324 кредита на общую сумму в 1 727 млрд иен. Аккумулированная сумма выданных кредитов и гарантий достигла самой высокой за все годы существования банка показателя в 9 006 млрд иен [16, 19].
Государственное финансирование российской внешней торговли осуществляется «Государственным специализированным Российским экспортно-импортным банком» (сокращенное название ЗАО «Росэксимбанк»).
Концепция развития государственной поддержки экспорта предусматривает льготное экспортное кредитование за счет средств федерального бюджета на срок от 1 месяца до 10 лет. В соответствии с мировыми стандартами при страховании экспортных кредитов ущерб возмещается на 85 %. Важным моментом в вышеназванной концепции является возможность получения кредитов правительствами иностранных государств, частными компаниями и банками для осуществления закупок российской продукции.
Сроки предоставления и использования кредитов от «Росэксимбанка» варьируются в зависимости от видов экспортируемых товаров, но в настоящее время механизм кредитования не используется, хотя объем привлеченных денежных средств под государственные гарантии на начало 2006 г. составил более 70 млн долл.
Сегодня в Японии отсутствует экспортный налог и все операции по по вывозу товаров из Страны восходящего солнца облагаются в соответствии с общими принципами налогообложения предпринимательской деятельности. Тем не менее, существуют две основных системы налогового стимулирования экспорта, которые практически в полной мере удовлетворяют потребности экспортеров.
Первая из них освобождает от налогов так называемые резервные фонды мелких и средних фирм для освоения внешних рынков. Система охватывает мелкие и средние промышленные и торговые фирмы с капиталом, не превышающим 500 млн иен, и предусматривает освобождение от налогов части поступлений от экспортных сделок, не превышающей для торговых фирм 1,36 % (при капитале – менее 100 млн иен) и 0,656 % (при капитале – от 200 до 500 млн иен), а для фирм-производителей – соответственно 1,84 и 0,896 % от общей суммы поступлений по экспорту. Вторая система, направленная на стимулирование экспорта патентов и лицензий в целях сокращения отрицательного сальдо, которое сохраняется в торговле Японии технологиями, освобождает от налогов часть доходов фирм (от 8 до 28 % в зависимости от содержания сделки) при продажах технологий и технической документации [16, 20-21].
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам касательно вопроса о возмещении налога на добавленную стоимость, уплаченного экспортерами-поставщиками разъясняет следующее. Суммы НДС, подлежащие возмещению из федерального бюджета, в случае предоставления организации отсрочки, рассрочки по уплате налога (сбора), налогового кредита или инвестиционного налогового кредита, а также права на реструктуризацию задолженности по федеральным налогам (сборам) и при наличии установленных законодательством о налогах и сборах оснований для возмещения налога на добавленную стоимость, фактически уплаченного экспортерами поставщикам за приобретенные материальные ресурсы (работы, услуги), использованные при производстве экспортной продукции (работ, услуг), направляются налоговым органом без заявления налогоплательщика на погашение указанной задолженности, остаток возвращается налогоплательщику в общеустановленном порядке [44].
Фактически это единственное налоговое «послабление», которое государство может предложить экспортерам, что негативно сказывается на развитии экспорта и не всегда позволяет компаниям малого и среднего бизнеса осваивать внешние рынки.
Страхование внешнеторговой деятельности и инвестиций является распространенным механизмом государственной поддержки экспорта во всем мире, позволяя экспортерам более уверенно осваивать международные рынки.
Содержание