Сравнительные преимущества в регулировании торговли (3)
Содержание
В Японии государственное страхование внешнеторговых операций успешно и повсеместно используется уже многие годы. К основным видам страхования принято относить общее страхование торговли, включающее в себя страхование экспорта, доходов и посреднических рисков, страхование ценных бумаг (экспортных векселей и облигаций), а также страхование импортных авансовых платежей.
В Российских программах содействия экспорту страхованию не уделяется должного внимания. Фактически оно сводится к страхованию экспортных кредитов и инвестиций, идущих в перспективные экспортные отрасли и производства.
Располагая контрольным пакетом акций Российского экспортно-импортного страхового общества («Росэксимгарант»), ЗАО «Росэксимбанк» способен был оказывать весь комплекс финансовых услуг экспортерам, включая кредитование и гарантирование экспорта, а также страхование экспортных контрактов от различного рода рисков [10]. Однако страховая лицензия у «Росэксимгаранта» была отозвана в 2004 г., и в настоящий момент централизованное страхование не осуществляется.
Очевидно, что именно государственное страхование может внести существенный вклад в расширение торговых связей России, однако данному виду содействия внешней торговли не уделяется должного внимания.
Взвешенная государственная политика и последовательная реализация мер по совершенствованию национальной системы стимулирования экспорта и налаживание тесного финансового взаимодействия государства и экспортеров позволили бы постепенно расширить номенклатуру и облагородить структуру российского экспорта, внедриться на новые перспективные рынки с отечественной наукоемкой продукцией, однако временные затраты на принятие соответствующих решений и программ на государственном уровне не позволяют надеяться на скорое разрешение проблем экспортеров.
Что касается импортного регулирования, то основными его задачами являются обеспечение экономической безопасности отечественных производителей, контроль за соблюдением международных договоренностей государства со странами-партнерами, правовое регулирование и контроль за сделками, регулирование стоимости товаров на внутреннем рынке и пр.
Правовую основу импортного регулирования в Японии, кроме закона о валютном обмене и внешней торговле, составляют: закон о таможне и другие законы, имеющие отношение к таможенным вопросам (введение, сбор и уплата таможенных пошлин, процедура таможенной очистки импортных товаров), закон об экспортно-импортных операциях (упорядочение импортных операций), закон о контроле за продовольствием, закон о монополии на алкоголь и др. (импорт товаров, входящих в ведение государственной торговли), Закон о контроле за наркотиками, закон о контроле за инфекционными болезнями домашних животных, закон об охране растений, закон о санитарном контроле качества продуктов питания и др. (охрана здоровья, санитария и т.д.) [15, 2-3].
Становление системы регулирования импорта в России прошло четыре основных этапа: 1992–1994 гг., 1995–1998 гг., с августа 1998 г. до конца 2003 г., а с 2004 г. начался четвертый этап, на котором стоит остановиться подробнее. Основным юридическим документом, регламентирующим четвертый этап импортного реформирования, стал закон «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров». Этот закон, хотя во многом и повторяет установки закона «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами», отличается от него прежде всего тем, что имеет ярко выраженную прикладную специфику, направленную на защиту конкретных интересов российских производителей [62].
Японские правительственные круги придают все большее значение вопросам оптимизации таможенных процедур, в первую очередь сокращению времени таможенной очистки. Официальные представители не раз отмечали растущую потребность в ускорении процедур таможенной очистки вследствие набирающей силу интернационализации японской экономики. Хотя время прохождения таможенных процедур в Японии за последние годы сократилось, по стандартам промышленно развитых стран оно остается еще достаточно продолжительным [13].
Активные действия по ускорению таможенной очистки импортируемых товаров в сфере автоматизации и оптимизации таможенной деятельности пока не принесли существенных результатов.
Содержание