1. Постановка проблемы
2. Базовые формы японского присутствия:
    2.1 Товарная форма
    2.2 Трудовая форма
    2.3 Инвестиционная форма
3. Косвенные формы японского присутствия
4. Японские санкции: что дальше?
Косвенные формы японского присутствия
Демонстрационная форма присутствия – это эффект прямого контакта, эффект прямого визуального, звукового и даже тактильного контакта с японским миром. Контакт стал ощутимым. Почему? Открытость, качество, память.
Открытость границ - возможность не только морякам увидеть Японию.
Качество – это японские товары. Прилагательное «японское» стало в русскоязычной экономической лексике синонимом словам высококачественное, надежное, отличное, статусное.
Память. Мы помним послевоенные стартовые условия Японии. Сравнимыми с российскими.
Почему оказались несравнимыми результаты? Поиск ответа на этот вопрос невозможен без появления эмоций. И не только надежды, но и зависти и даже элементов унижения.
Почему? Потому что на территории равной немногим более двум территориям Приморского края создана экономика равная трем российским. При этом создано населением по численности на одну седьмую меньше российского. Вопрос - Японии удалось сформировать такое пространство. Неужели мы не сможем?
Такие вопросы изменяют мироощущение, а затем мировоззрение дальневосточников.
Одна из реакций на такие вопросы – «голосование ногами», миграция населения из восточных районов России. За период с 1992 население Дальнего Востока сократилось на 20 процентов и в настоящее время составляет всего 6,4 миллиона человек.
Поэтому экономическое присутствие Японии в региональной российской жизни – присутствие всегда и во всём.
У демонстрационного эффекта Японии уникальная особенность – он действует как мультипликатор эмоций. В этом контексте японское присутствие воспринимается как эмоциональное присутствие. Примечательно, что по результатам социологических исследований Япония стабильно держит первое место в рейтинге страновых пристрастий дальневосточников.
Японские симпатии дальневосточников во многом необъяснимы. Хотя попытки формально разложить источники этих симпатий на составляющие приводят к еще одному удивительному выводу - на первом месте отнюдь не экономические достижения Японии, а уникальная японская культура, духовная привлекательность страны.