1. Постановка проблемы
2. Базовые формы японского присутствия:
    2.1 Товарная форма
    2.2 Трудовая форма
    2.3 Инвестиционная форма
3. Косвенные формы японского присутствия
4. Японские санкции: что дальше?
Базовые формы японского присутствия: Товарная форма
Товарная форма японского присутствия на востоке России в сравнении с другими регионами выражена очень сильно. Достаточно сказать, что на население ДВФО – немногим более 4 процентов от российского населения – приходится 33 процента всего российско-японского внешнеторгового оборота.
Если соотнести эти цифры, то их можно представить и так. Для жителя востока России Япония в 8 раз более значима, чем для среднего россиянина.
Если обратиться к абсолютным цифрам, то вплоть до июля этого года Россия торговала с Японией на 2,5 млрд. долларов ежемесячно, в масштабах Дальневосточного федерального округа – на 0,8 млрд.
Много это или мало? Смотря с кем сравнивать. Если с Китаем, то объемы торговли с ним – почти в 3 раза больше. Больше и у Нидерландов, Германии, Германии, Италии, Турции. Если сравнить с Республикой Кореей - то объемы российско-японской торговли больше.
Так много или мало? В десятке самых торгуемых стран – Япония – в середине. Поэтом и ни много, и ни мало. Но очень значимо. И не только значимо – сильно заметно.
Японское товарное присутствие значимо. Обобщающую долю этого присутствия, как и долю присутствия товаров любой другой страны, в официальной статистике не найти. Но японское присутствие не менее заметно, чем китайское или южнокорейское, а по отдельным товарным группам превосходит их. Япония теснит китайских и южнокорейских производителей за счет более высокого качества. У японских товаров своя специфическая ниша. Их конкурентные преимущества высоки, но они не вытесняют российских производителей. Их уникальные потребительские свойства и ценовая линейка повышают качество жизни россиян, особенно на Дальнем Востоке
Наиболее заметное товарное присутствие Японии на Дальнем Востоке – автомобильное присутствие. Самый автомобильный город всей России – Владивосток. Число автомобилей на 1000 человек приближается к 600, что почти в 2 раза выше, чем в Москве. Но если Москва это Ford – самая распространенная иномарка, далее идут Volkswagen, Mercedes-Benz, BMW и Audi, то Владивосток – это бренд Toyota – 50 процентов парка, Nissan – 15 процентов, Mitsubishi (7%). Далее идут Honda (4,8%), Mazda (4,1%), Suzuki (2,4%), Subaru (2,1%) и Isuzu (1,6%).
Затронут ли санкции эту часть регионального потребительского рынка? И кто их в случае обострения ситуации в Украине, может ввести – Россия в отношении импорта японских автомобилей или Япония в отношении экспорта своих авто?
Может Россия – включение промышленных изделий, включая автомобили, в «санкционные» товары, рассматривается и проговаривается на уровне отдельных законодателей, чиновников и ура патриотов, что и отражается в российских средствах массовой информации.
Может и Япония. Во-первых, экспорт автомобилей в Россию абсолютно не значим для японского экспорта. Для автомобильной индустрии Японии это всего лишь 0,5%. Во-вторых, отказ от экспорта очень привлекателен в качестве мощнейшего политического давления на Москву через снижение уровня и качества жизни дальневосточников. Тот факт, что эта возможность не рассматривается, мы оцениваем как свидетельство остатков взвешенного, реалистичного взгляда Японии на сформировавшейся вокруг России «санкционной» атмосферы.
Можно предположить, что автомобильный облик городов Тихоокеанской России останется японским. Порукой тому – электоральная составляющая, то есть политический вес так называемого “праворульного блока” – общественного движения сторонников правого руля, то есть японских автомобилей. Все поползновения федерального правительства ограничить или тем более запретить их импорт и тем самым включить «зеленый свет» для произведенных в России автомобилей сталкивались с мощным противодействием населения и оказались безрезультатными.
Что будет с другими японскими товарами? Вопрос активно обсуждается. В традиционных и электронных средствах массовой информации появились публикации под общим названием «Японские продукты могут исчезнуть из магазинов Владивостока».
Действительно, ни один Владивостокский супермаркет невозможно представить без японских товаров. В первую очередь, таких как лапша, супы, рис, чаи, соусы, приправы, чипсы, жевательная резинка, сладости. Значимы и японская косметика и лекарства. Есть и сезонные японские продукты — яблоки, груши, арбузы, дыни. Всё японское стабильно востребовано покупателями, особенно бакалейная линейка.
Японская продукция не попала под запрет к ввозу в Россию. И она есть - в этом мы убедились, посетив отдельные супермаркеты и специализированные японские магазины. Но – пока есть.
Дело в том, что приморский бизнес опасается нового эмбарго. Беседы с предпринимателями дают основания для вывода - сейчас они ощущают себя как-то не уверенно в свете потока информации о санкциях. Их главный аргумент - Япония, все-таки, придерживается антироссийской политики.