Трикстер
trickster
Слово заимствовано из английского языка в начале века XXI в значении обманщик, плут, ловкач. Его отличная черта – он способен вызывать симпатию. Причина – он действует не по злому умыслу, не ради личного обогащения, а ради процесса, игры, прикола. Эти значения отражают этимологию слова.
Английское слово trickster образовано из trick + -ster. Происхождение первой части – существительного trick не определенно. Возможно, что оно от латинского tricari - хитрый; склонный к уловкам, увёрткам, неуловимый, быстро исчезающий. Вторая часть слова -ster образует названия лиц, как правило с негативной оценкой, по признаку, указанному первым компонентом (oldster – старикашка).
Понятие введено в научный обиход американским антропологом Полом Радином. Впоследствии оно стал предметом анализа философов, антропологов, культурологов, фольклористов, искусствоведов. К концу ХХ века трикстер признан одним из основополагающих персонажей человеческой культуры. Он прошел путь от мифологического героя до архетипического персонажа, не обязательно божественного или сверхъестественного.
Понятие трикстера вошло и в научный оборот экономической науки в такие её разделы как экономика эмоций, экономика мироощущений. Например, советские трикстеры олицетворяли дух тайного, но повсеместного, «теневого», неформального социального порядка, основанного на блате. Именно «трикстерская» практика очевидного нарушения норм и законов обеспечивала жизнеспособность советской экономики.
Английское слово trickster образовано из trick + -ster. Происхождение первой части – существительного trick не определенно. Возможно, что оно от латинского tricari - хитрый; склонный к уловкам, увёрткам, неуловимый, быстро исчезающий. Вторая часть слова -ster образует названия лиц, как правило с негативной оценкой, по признаку, указанному первым компонентом (oldster – старикашка).
Понятие введено в научный обиход американским антропологом Полом Радином. Впоследствии оно стал предметом анализа философов, антропологов, культурологов, фольклористов, искусствоведов. К концу ХХ века трикстер признан одним из основополагающих персонажей человеческой культуры. Он прошел путь от мифологического героя до архетипического персонажа, не обязательно божественного или сверхъестественного.
Понятие трикстера вошло и в научный оборот экономической науки в такие её разделы как экономика эмоций, экономика мироощущений. Например, советские трикстеры олицетворяли дух тайного, но повсеместного, «теневого», неформального социального порядка, основанного на блате. Именно «трикстерская» практика очевидного нарушения норм и законов обеспечивала жизнеспособность советской экономики.