Предпочтение
Preference, 优先选择
Слово используется как экономическое понятие в трех аспектах: микроэкономическом, макроэкономическом и внешнеторговом.
Во всех аспектах содержание понятие отражает первичное значение слова. Предпочтение от почет - чту - У Фасмера: родственно древнеиндийскому cetati соблюдает, мыслит, понимает. Английское preference: præ- " пред-, до- предшествующий" и ferre- "помещать, везти". Самое первое значение preference - продвигать, выдвигать, делать "промоушн", то есть обеспечивать продвижение.
В микроэкономическом аспекте предпочтение можно раскрыть через три конституирующих слова - это выбор, ожидание, полезность. Более полно: предпочтение - это выбор одного из нескольких благ в ожидании его большей полезности. Расположение благ по степени предпочтения определяет функция полезности: если индивид предпочитает Х, а не У, то можно утверждать, что полезность, которую он извлечет из Х, будет больше, чем та, которую он мог бы извлечь из У.
В макроэкономическом аспекте предпочтение анализируется в рамках экономики благосостояния и общественного выбора. Теорема невозможности Эрроу утверждает - предположив рациональность и суверенитет потребителя, невозможно определить общественные приоритеты, которые соответствовали бы индивидуальным приоритетам. Общество не в состоянии вынести коллективное мнение о своих предпочтениях и понять, что оно хочет. Предпочтения могут оказаться не транзитивными, то есть не переходящими друг через друга. Если кандидат "А" в президенты предпочтительнее кандидата "В", а "В" предпочтительнее "С", то отсюда не следует, что "А" предпочтительнее "С".
Макроэкономически значим и "размерный" аспект предпочтений. Он выражается в гетерогенности предпочтений - явлении, содержательно сопряженном с разнообразием культур и языков, с расовой, религиозной и лингвистической гетерогенностью, а в конечном итоге - с размерами страны. Издержки гетерогенности предпочтений - это затраты на достижение определенного уровня согласия в отношении политики центрального правительства по перераспределению доходов, производству общественных благ и внешнеэкономическим отношениям. Размер страны определяется соотношением выгод, которые дает данный размер страны и издержками, обусловленными гетерогенностью предпочтений.
Во внешнеторговом аспекте предпочтение рассматривается как особые торговые преимущества, предоставляемые привилегированным партнерам и выступающие в виде льгот.
благо, полезность, потребитель,
consumer, good, utility,