Парадокс вкусов
Paradox of tastes
Парадокс'>Парадокс вкусов в том, что о них не спорят, но не потому, что вкусы изменчивы и у всех разные. Наоборот, не спорят, потому что вкусы устойчивы и не слишком отличаются у разных людей.
Дискуссия на эту тему отражена в 1977 году в статье "О вкусах не спорят". Её авторы - лауреаты Нобелевской премии по экономике Стиглер и Беккер - исследуют неожиданный вопрос – почему о вкусах не спорят?
Аргументы сводятся к двум положением. Первое – вкусы соотносятся с базовыми и потребительскими благами, а не с рыночными товарами. Второе – вкусы «замораживаются» потребительским капиталом.
Базовые потребительские блага - средства, с помощью которых удовлетворяются базовые потребности. Потребительский капитал - фонд специальных навыков, способностей, реакций, формирующихся у человека в процессе потребления различных благ и в процессе взаимодействия с другими людьми.
Соотнесение вкусов с потребительскими благами означает, что, например, смена моды свидетельствует не об изменчивости человеческих вкусов, а о стабильности потребности отличаться от окружающих.
«Замораживание» вкусов потребительским капиталом означает, что, например, пристрастие или равнодушие к классической музыке свидетельствует не о расхождениях во вкусах. Разное отношение к музыке – это следствие расхождений в объёме накопленного потребительского капитала, что и ведет к разной производительности в выработке конечного потребительского блага — "наслаждения от прослушанной музыки".
Дискуссия на эту тему отражена в 1977 году в статье "О вкусах не спорят". Её авторы - лауреаты Нобелевской премии по экономике Стиглер и Беккер - исследуют неожиданный вопрос – почему о вкусах не спорят?
Аргументы сводятся к двум положением. Первое – вкусы соотносятся с базовыми и потребительскими благами, а не с рыночными товарами. Второе – вкусы «замораживаются» потребительским капиталом.
Базовые потребительские блага - средства, с помощью которых удовлетворяются базовые потребности. Потребительский капитал - фонд специальных навыков, способностей, реакций, формирующихся у человека в процессе потребления различных благ и в процессе взаимодействия с другими людьми.
Соотнесение вкусов с потребительскими благами означает, что, например, смена моды свидетельствует не об изменчивости человеческих вкусов, а о стабильности потребности отличаться от окружающих.
«Замораживание» вкусов потребительским капиталом означает, что, например, пристрастие или равнодушие к классической музыке свидетельствует не о расхождениях во вкусах. Разное отношение к музыке – это следствие расхождений в объёме накопленного потребительского капитала, что и ведет к разной производительности в выработке конечного потребительского блага — "наслаждения от прослушанной музыки".