Математика
mathematics
Слово заимствовано в западноевропейских языках в конце XVII века. В начале им стали обозначать науку о величинах - все, что можно выразить цифрою, принадлежит математике. Затем в неё были включены и пространственные формы. Эти составляющие остались и в современном определении предмета математики.
Математика – наука о числах и операциях с ними, взаимосвязях, комбинациях, генерализациях, абстракциях и пространственных конфигурациях и их структуре, измерении, трансформациях и обобщениях. Вышеперечисленные элементы отражены и в первичном значении слова.
Истоки – в греческом слове mathematikos – склонный к изучению, познающий, восприимчивый, успевающий. Выдвигается предположение, что у слова тот же индоевропейский корень, что и слова "мудрый".
Известны слова Ломоносова о том, что математика ум в порядок приводит. Но не только ум – все сферы человеческой жизни. Убедительный тому пример – роль математики в развитии китайской цивилизации, в экономическом подъёме, падении и повторном взлёте Китая.
Известно, что в течение 2 тысячелетий вплоть до XVII века включительно, самой процветающей экономической державой был Китай. Процветание выражалась в величине ВВП и китайских технологиях - они были самыми передовыми - их поток – порох, компас, бумага, книгопечатание шел с Востока на Запад.
Своим процветанием древний Китай обязан системе государственной службы с её объективными критериями оценки и нацеленностью на отбор самых талантливых кандидатов. Одна только подготовка к экзамену занимала лет десять. Одаренные люди оказались вовлечены в подготовку к сдаче экзаменов на службу – она сулила самые высокие доходы. На любые другие изыскания, включая математические, не было времени.
Ситуация с математикой обострилась в связи с изменением списка обязательных для изучения предметов. Когда систему отбора на службу только ввели, в этот список входила и математика. Но позже, китайский император оценил её как бесполезную для власти и принял решение убрать из списка (Лин, 75). Последствия этого решения для Китая оказались катастрофическими – он оказывается в разряде третьестепенных стран.
Почему последствия приняли такой масштабный и катастрофический характер? Потому что решение императора ударило по основе экономического роста - изобретательству и внедрению новых по тем временам технологий.
Дело в том, что до XVII века все открытия в форме технических изобретений были результатом накопленного практического опыта крестьян и ремесленников. Их большое число стало конкурентным преимуществом для стран с большим населением.
В XVII веке основа изобретательства изменилась. Ей стала математика и контролируемый эксперимент. Но в Китае не оказалось ни математиков, ни экспериментаторов. Поэтому его золотая эра, пришедшая на XVII век, сменилась упадком. Буквально через нескольких десятилетий оказалась в разряде отстающих, выпадающих экономик. С XVIII века для Китая начинается эпоха унижения.
Вся история Китая свидетельствует - математика не только "царица всех наук", но и царица всех факторов экономического роста.