Конфуцианство
confucianism
Конфуций – древнекитайский мыслитель, основатель новой моральной философии -конфуцианства. Само имя мыслителя – латинизированная версия китайского имени Кун-цзы или Кун Фун-цзы, что в переводе означает – учитель Кун.
Исходное положение конфуцианства – социальная редукция индивидуальной жизни. Редукция (reduction) – покорение, приведение к знаменателю, дисконт. Отсюда социальная редукция означает, что человек - функция в социально-экономическом организме общества. Он – личность не для себя, а для общества. Другими словами, социальная редукция – деперсонализация экономических интересов.
Основные идеи конфуцианства – идеи "жень", "дэ", "и", и "дао".
Идея "жень" - идея человеколюбия, гуманности. Конфуцианское "не делай человеку того, чего не желаешь себе" - это сформулированное за 500 лет до Нагорной проповеди Христа Золоте правило нравственности.
Экономические аспекты идеи "жень" определяют построение экономических отношений и деление общества на сословия. Экономические отношения строятся по принципу параллели добрым семейным отношениям. Государство и экономическая единица – семья. Подчиненный и начальник – сын и отец, младший брат и старший брат. Деление общества на сословия – естественно и неотвратимо. Это деление на благородных, высших, занятых умственным трудом, и низших, простолюдинов, занятых физическим трудом.
Идея "дэ" - идея избегания крайностей, идея добродетели как середины во всём, как чувство меры.
Экономические аспекты идеи "дэ" определяют отношение к накоплению, распределению и потреблению богатству. Накопление богатства – возможно, но без крайностей. Оно должно быть честным, что отражается в формуле "не отклоняться, не иметь слишком много и не иметь недостаточно" Распределение богатства – не должно быть равенства, но не должно быть и крайнего неравенства. Потребление богатства – должно быть умеренным, без роскоши.
Идея "и" - идея порядка, реализуемая через приверженность традициям и ритуалы. Это идея отношения к необходимым изменениям по принципу "мудрец ничего не придумывает и не изменяет". В написании иероглифа "мудрец" - изображение уха и рта: "мудрец вслушивается в сокровенное своим внутренним ухом и передает людям".
Экономические аспекты идеи "и" определяют отношение к назревшим переменам. Оно выражается в формуле "переходить реку, ощупывая камни". Её современное выражение – принцип постепенности.
Идея "дао" - идея пути к гармоничному обществу, или, по Конфуцию – обществу Великого единения. Его характеристики – всеобщее благополучие, отсутствие эгоизма, воровства, войн.
Экономические аспекты идеи "дао" определяют вектор экономического развития его устремленность на общество и человека.
За прошедшие 2,5 тысячи лет содержание конфуцианства почти не претерпело изменений. Но единой оценки роли конфуцианства в развитии Китая и других восточноазиатских стран не сложилось. Одни считают его главным условием успеха Японии, "азиатских тигров" и современного Китая. Другие, ссылаясь на внезапный упадок Китая в начале XVIII и загадку Нидхэма, называют это учение "людоедским и достойным забвения" ("Движение 4 мая", Лин,с.136).
Видимо вопрос о роли конфуцианства, как в успехах, так и провалах экономического роста – это только часть более общего вопроса о степени и масштабах культурного детерминизма в экономике.