Информация
Слово известно с Петровской эпохи - с начала 18 века, хотя в словарях появляется поздно - во второй половине 19 века. Спектр значений - сообщения, сведения, данные, пояснения.
Слово пришло из западноевропейских языков. Французское information, informateur производное от informer -осведомлять, сообщать, делать известным. Первоисточник - латинское informatio - разъяснение, истолкование, сообщение. От in- "в, к, в направлении" + forma - "форма". Истоки слова "форма" неизвестны.
Экономическая информация исследуется в экономике информации - относительно новом направлении экономической мысли, которому скоро исполнится 50 лет. Отчет ведется с июня 1961 года - даты публикации статьи американского экономиста Стиглера под одноименным названием "The Economics of Information". В 2001 году он вместе с Акерлофом и Спенсем разделил Нобелевскую премию по экономике. Как сказано в заявлении Шведской Академии наук, премия вручается "за разработку того, что происходит когда одни на рынке знают больше, чем другие".
Содержание экономики информации - "информационный" подход к поведению потребителя и инвестора. Новизна подхода - в необходимости учета издержек длительности и интенсивности поиска экономической информации. Актуальность подхода - в возможности снизить действие неопределенности как главного фактора не устойчивости. За счет чего? За счет отношения к неопределенности как к неинформированности, которую можно понизить за счет расходов на приобретение информации.
Фундаментальная характеристика экономической информации - асимметричность. Асимметричность означает, что в экономике продавцы, с одной стороны, и покупатели и инвесторы, с другой стороны, обладают разным объемом информации о товаре или активе. В результате возникают ситуации ложного выбора или недобросовестного поведения.
Ложный выбор (adverse selection) - ситуация до сделки, когда для ее заключения приглашается не самый лучший партнер. Недобросовестное поведение (moral hazard) - ситуация после сделки, когда партнер ведет себя не так, как определено ее условиями.
Другое проявление асимметричности экономической информации - появление "лимонов". "Лимон" - товар или актив, потребительские или инвестиционные качества которого могут быть определены только спустя некоторое время после покупки или инвестиции. Классический рынок "лимонов" как товаров - рынок поддержанных автомобилей. Классический рынок "лимонов" как активов - рынок акций.
подход, премия, расходы, форма
approach, costs, premium, form