Институционализм
institutionalism, 慈善和社会公共机构对穷人
Направление экономической мысли, в соответствии с которым экономическая жизнь общества определяется институтами, а экономическое развитие представляет собой эволюцию институтов.
От понятия институт произошло и название этого направления. Впервые оно было произнесено в 1919 году на съезде американской экономической ассоциации американским экономистом Гамильтоном.
Основатель институционализма – американский экономист норвежского происхождения Торнстейн Веблен.
Истоки институционализма – в германской исторической школе с её идей использования индуктивных эмпирических обобщений вместо дедуктивной логики.
Основные положения институционализма.
Определяющая роль институтов. Эволюция институтов – вот центральная тема экономического анализа. Их регулирующая роль охватывает производство, распределение, размещение ресурсов, воспроизводство людей, их социализацию, соблюдение порядка, поддержание моральных норм.
Комплексный подход. Изучение экономики как целого. Целое определяет части, а сумма свойств частей не равна свойствам целого. Экономика не равна сумме экономической деятельности людей. Экономика – переплетение политики, социологии, права, традиций, идеологий. Экономика – часть целого и её можно понять, изучая только это целое.
Дарвинистский подход. Общество и институты находятся в развитии. Вечной экономической правды, вечных экономических законов не может быть в принципе. Только изменения постоянны. Проблема не в том, что это, а в том, где мы, как мы здесь оказались и куда следуем. Её решение требует знаний не только экономики.
Зависимость от предшествующего развития. Вытекает из дарвинистского подхода.Доказывает, что "история имеет значение". Проявляется как институциональная инерция. Примером может служить кюверти эффект.
Отказ от психологии "удовольствие – тяготы". Гедонизм – не реален. Человек не калькулятор удовольствий и тягот. Он не ищет результирующую параллелограмма сил, действующих на него. Он не ясновидящий и не дальновидящий.
Отрицание суверенности потребителей. Потребитель зависим потому, что цель потребления – не удовлетворение физических, духовных или интеллектуальных потребностей, а демонстрация богатства, как показателя успеха, власти, престижа в монетарной культуре. Наиболее полно зависимость потребителя проявляется в таких феноменах как одежда и мода.
Столкновение интересов. Гармонии интересов не существует. Люди – коллективные создания. Они организуются в группы для защиты интересов. Интересы групп не совпадают, а иногда - взаимоисключают друг друга. Например, интересы таких групп как производители – потребители, импортеры – отечественные производители, работодатели – работники. Отсюда необходимость примиряющей роли государства.
Значение институционализма для экономической науки и практики.
- в ревизии господствующей экономической теории: сделан шаг в сторону интеграции общественных наук и уменьшен разрыв между экономической теорией и практикой.
-в формирована атмосфера восприятия кейнсианства: кейнсианский подход, его рецепты стабилизации, его политический либерализм выглядят как кооптация и замена институционализма
- в социальных достижениях: минимальная заработная плата, ограничение рабочего времени, социальное страхование, деятельность профсоюзов – все этого не должно быть в соответствии с ортодоксальным экономическим мышлением.
Оценка современной роли институционализма
Оценка достаточно умеренная. В основные течения современной экономической мысли институционализм проникает мало. Сердцевина современной экономической теории – не институционализм. Он только дополняет магистральное направление экономикс.
Национальные интересы Экономическая панацея Локаут Парадокс Конверса Нравственность Прекариат Лабиринт
Гедонизм, Инерция, Общество
Hedonism, Inertia, Society