Аутсорсинг
Outsorcing, 外协
Слово появилось в русском языке с конца прошлого века. Заимствовано в английском языке. Используется в узком и широком смысле.
Аутсорсинг в широком смысле – передача на сторону функций или частей процесса. Такое понимание слова - отражение его первичного значения.
Истоки английского слова outsourcing. Первая часть: out- указывает на распространение за пределы, а так же на разделение, распределение между кем-либо или чем-либо. Вторая часть – sourcing от source - источник, основа, начало, возникновение. У этой части те же корни, что и у слова ресурсы. Если суммировать эти значения в экономическом контексте, то первичное значение слова "аутсорсинг" - вынос за пределы страны нахождения компании, возникновение за пределами страны нахождения. Этот смысл заложен и в узком понимании аутсорсинга.
Аутсорсинг в узком – "затратно-трудовом" смысле - перенос трудоемкого и сложного, но уже из разработанного и освоенного процесса из развитой экономики в развивающуюся.
Цель такого переноса - повысить производительность труда и снизить себестоимость продукции главным образом за счёт более низкой цены труда.
Этапы развития аутсорсинга. Первый этап – разработка, коммерциализация и начало массового производства в развитой стране. Второй этап – перенос части производственных процессов в подразделения той же корпорации, но находящиеся за рубежом. Третий этап – переход части процессов или производства комплектующих к местным компаниям.
Вида аутсорсинга: функциональный (передача функций управления), операционный (передача функций производства) и ресурсный (отказ от собственных ресурсов и приобретение их на стороне).
Парадоксы аутсорсинга. Международный парадокс – многие крупные корпорации имеют меньшую часть своего производства в странах, в которых они зарегистрированы. Российский парадокс – создание корпораций в развитых странах, но действующих в том же Китае и поставляющих продукцию в Россию.
Процессы аутсорсинга связаны с деятельностью транснациональных компаний, технологической моделью внешней торговли и принципом сравнительных преимуществ.
Стратегия аутсорсинга впервые была выработана и реализована в США в середине 1970-х годов. Затем её стали активно использовать Япония и европейские страны. Результат аутсорсинга – формирование так называемой "второй экономики". Она достигает внушительных относительных и абсолютных размеров. Так "вторая экономика" США – это 20% от всей американской экономики.
Себестоимость, Производительность, Процесс
Cost, Process, Productivity,
外购, 外部采办