В основе ощущения мира – чувства. Они изменчивы. Надежда быстро может смениться страхом, зависть – унижением, интерес - безразличием. Смену чувств задают подвижки в реалиях. Поэтому мироощущение – своего рода "первая" и самая подвижная часть мировоззрения.
Какие подвижки наиболее заметны в китайских реалиях января 2012 года? Какие эмоции вызывают они у российского гостя Поднебесной?
Бросаются в глаза темные силуэты многих зданий в сумерках китайской столицы. Свет в большей части окон гостиниц и жилых зданий не включен. Они не заселены. Но почему? Ответ не очевиден. Возможно, что рынок недвижимости переинвестирован. Или цены на нем высоки. Но в таком случае ожидать ли их обвала? Схлопывания финансового пузыря? Или всё проще – туристы не едут? И столичные жители раньше ложатся спать?
Какие чувства вызывают темные провалы вечернего фона Пекина? Чувство интереса. И какого-то легкого, но видимо "неправильного" удовлетворения. Удовлетворения оттого, что не только мы – проблемные. И в Поднебесном царстве не всё так просто.
Заметны плотные и длинные ряды уличных торговцев на тротуарах и возле автобусных остановок столицы. Не пройти. Нецивилизованная торговля. Какая-то Россия начала 90-х. Но в отличие от России – торговля, и торговля бойкая, идет исключительно в темное - вечернее время. На тротуарах ничего не видно. Ситуацию спасают фонарики. Их лучи вспышками пронзают темноту. На мгновение высвечивается феерическая картина. Но почему власти не замечают её? Почему не полируют действительность? При их то мощи – это вопрос нескольких минут.
Какие чувства вызывают толпы людей на темных тротуарах вечернего Пекина? Чувство зависти. Зависти оттого, что власти не лишают людей выбора. Что торговцев не разгоняют. Что одеты они прилично и вечерняя торговля для них - не хлеб насущный, а хобби и способ самореализации. Странно, но появляется и чувство надежды – если китайские власти смогли поступить так, то почему российские - не смогут?