Новый - ситуационный подход к пониманию внешнеэкономической безопасности (смотри материал от 30 апреля) позволяет определить её как способность национальнойэкономики быть конкурентной, защищаться от возникающих угроз, отвечать на новые вызовы и на этой основе – устойчиво развиваться.
Древнерусские истоки слова угроза (у грозы, ужас) очень точно передают значение понятия угроза – это намерение нанести вред нашим интересам. Намерение может быть скрытым или заявленным. Вред – физическим или материальным. Интересы – национальными или личными. Угроза – это когда давят, если обратиться к английскому threat – давление.
Откуда идет давление на российскую экономику? Источники угроз и главные стратегические угрозы для России в экономической сфере обозначены в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента от 12 мая 2009 года.
Угрозы генерируют три источника: мировые и региональные финансовые кризис, борьба за дефицитные природные ресурсы, отставание в технологическом развитии. Результат этой генерации – 10 стратегических угроз.
По степени опасности первые места занимают ресурсные угрозы. Это – экспортно-сырьевая модель развития, снижение конкурентоспособности, зависимость от внешней конъюнктуры, потеря контроля над национальными ресурсами. Среди других угроз: неравномерное развитие регионов, прогрессирующая трудонедостаточность, низкая устойчивость и защищенность национальной финансовой системы, коррупция и криминализация хозяйственно-финансовых связей, незаконная миграция.
Древнерусские истоки слова вызов выделяют такое значение слова как приглашение. Но на приглашение можно и не отвечать, от него можно и отказаться. Другое дело английское challenge – это больше требование, чем приглашение померяться силами.
В чем предстоит померяться силами России? Этот вопрос не получил обстоятельного рассмотрения ни в Стратегии национальной безопасности, ни в научной литературе. На наш взгляд, по степени новизны и актуальности можно выделить 4 вызова: инновационный, выборный, демонстрационный, миграционный.
Инновационный вызов. Его корень – в эндогенной природе инноваций. Их не навязать извне. Они - часть внутренней культуры граждан, результат "смягчения" системы, продукт творчества свободных людей и в этом аспекте - составляющая либеральных ценностей. Переход России на инновационный путь развития - вовсе не экономическая проблема, а проблема формирования этих ценностей, проблема изменения образа жизни.
Выборный вызов. Суть вызова – в необходимости выбора между ресурсным и инновационным векторами развития. Возможный контур ответа – не противопоставлять ресурсную и инновационную экономику. Ресурсную экономику можно превратить в инновационную. Ресурсы – конкурентное преимущество России, а не её проклятие. В этом смысле - выбора нет.
Демонстрационный выбор. Основа – открытость границ, мобильность перемещений, доступность информации, дающие возможность сравнивать жизнь в России и в других странах. Результат сравнения: Россию готовы покинуть до 45% - выпускников ВУЗов, до 30% - предпринимателей. При этом только до 1% - правоохранителей.
Миграционный вызов. Его суть – чем станет миграция для России - давлением (угроза) или спасением (новые возможности)? Возможную основу для поиска ответа даёт следующая статистика. В России доля мигрантов – 5,7% (12 млн.), в США – 20% (43 млн.). В Россию въехало в 2000 – 2005 гг. 950 тыс. человек, в 2006 – 2010 гг. 250 тыс. человек. Вызов обостряется новыми - кластерными и сетевыми эффектами миграционной цепи.