Фрик
Понятие используется в русскоязычной экономической лексике с 2007 года. Его появление - результат перевода на русский язык изданной двумя годами ранее книги американского экономиста Стивена Левита в соавторстве с журналистом и писателем Стивеном Дабнером.
Книга в оригинале называлась "Freakonomics: A Rogue Economist Explores the Hidden Side of Everything". Она стала бестселлером - к осени 2009 года тираж составил более 4 миллионов экземпляров. На русский язык она была переведена как "Фрикономика. Мнение экономиста-диссидента о неожиданных связях между событиями и явлениями". Идеи этой книги и заложенные в ней подходы позволяют следующим образом определить, что такое фрикономика.
Фрикономика - раздел экономики, который
- сконцентрирован на поведенческой экономике,
- оспаривает "расхожие истины" и "экспертные оценки,
- пытается найти ответ на вопрос "почему это так?",
- изначально нацелен на сенсационные открытия,
- требует неортодоксального, инновационного взгляда на привычные явления,
- демонстрирует, каков мир в действительности.
Такое определение фрикономики соответствует и этимологии понятия. Слово "фрикономика" является двусложным: freak + economics. Английское словоfreak - странность, каприз, причуда, чудачество, ненормальный ход естественного процесса. Отсюда "фрик" - человек, не вписывающийся в рамки стандартного мышления и поведения, подвергающий сомнению авторитетные мнения и оценки. Отсюда еще с 16 века "фрик" - причудливая, необычайная точка зрения.
Примерами открытий в формате фрикономики являются приведенные в упомянутой книге доказательства
- независимости преступности от уровня контроля над оружием, показателями социально-экономического развития и новых стратегий полиции: преступность зависит исключительно от степени легализации абортов,
- независимости итогов голосования от количества денег израсходованных теми или иным кандидатом: результат зависит исключительно от того, кем являются сами кандидаты и кого представляют,
- независимости школьной успеваемости ребенка оттого, что делают родители (читают в слух, ходят в музей и т.п.): оценки зависят исключительно оттого, что родители представляют собой (образование, положение и т.п.).
В конечном итоге фрикономика исходит из того, что
- общепринятая точка зрения часто бывает неправильной,
- наибольшее влияние оказывают отдаленные и почти неуловимые причины.
Диссидент, Подход, Социальный, Стратегия, Эксперт
Approach, Diussident, Expert, Social, Strategy