Фрейминг эффект
framing effect
Психолого-экономическая концепция, разработанная Дэниэлом Канеманом и Амосом Тверски и описанная ими в 1981 году. Канеман - израильско-американский психолог, один из основоположников психологической экономической теории и поведенческих финансов, лауреат Нобелевской премии по экономике 2002 года. Тверски – израильский психолог, долгое время соавтор Канемана.
Первичное значение слов, конституирующих название концепции.
Фрейминг – от фрейм – от английского глагола frame в настоящем продолженном времени (Present Continuous). Среди множества значений этого глагола в данном случае наиболее точно подходит значение "обрамлять" в контексте "описывать, представлять". Отсюда фрейминг – обрамление.
Эффект – от английского слова effect – в данном случае наиболее точный перевод – влияние в контексте "воздействие".
Отсюда фрейминг эффект – влияние обрамления или воздействие описания.
Содержание
1. Допущение о независимости принимаемого решения от описания поставленной задачи не реалистично и приводит к ошибочным решениям.
2. В реальной жизни в условиях риска решение проблемы зависит от того, как она оформлена и представлена, то есть от того, как она обрамлена.
3. Фрейминг эффект – это эффект противоположных решений одной и той же проблемы, описанной в позитивной и негативной формулировке.
4. Фрейминг эффект - это семантическая (семантика – смысловая сторона языка) манипуляция над объектом выбора с помощью различных описаний.
Классическим примером фрейминг эффекта - задача "Азиатская эпидемия", описанная Канеманом в его книге "Thinking, Fast and Slow", которая переведена на русский язык под названием "Думай медленно, решай быстро" (2014).
Фрейминг эффект – убедительное доказательство исключительной значимости мироощущений в познании экономической жизни и той роли, которую играет в этом познании Слово. Фрейминг эффект доказывает - Слово не только отражает, но и формирует экономическую реальность.