Сравнительные преимущества в оценке
comparative advantages - valuation
Сравнительные преимущества товара проявляются в экспорте. Поэтому они оцениваются через сравнение доли товара в национальном экспорте с суммарной долей мирового экспорта этого товара в мировом экспорте. Сравнение, выраженное в цифре – индекс Балласа. Это первый инструмент оценки.
Второй инструмент - показатель потенциальных сравнительных преимуществ. В условиях несовершенной экономики не все преимущества могут быть использованы. Данный показатель не рассчитывается, но в этом и нет необходимости - достаточно отнести фактороёмкость производства данного товара к месту страны на треугольнике Лимера.
Третий инструмент оценки сравнительных преимуществ – оценки их через нащупывание и выторговывание. Нащупывание - постепенное, с помощью проб и ошибок, приближение цен и объёмов торговли к взаимовыгодным значениям для всех участников рынка. Выторговывание – оформление нащупанных цен и объёмов в условия контракта.
Если первые два инструмента можно отнести к институциональным – они задаются сверху через институты и рекомендации, то вторые – к рыночным – они идут снизу от бизнеса. Отличие в том, что сравнительные преимущества заранее не выявляются как реализованные или потенциальные – они нащупываются в процессе выторговывания.
Второй инструмент - показатель потенциальных сравнительных преимуществ. В условиях несовершенной экономики не все преимущества могут быть использованы. Данный показатель не рассчитывается, но в этом и нет необходимости - достаточно отнести фактороёмкость производства данного товара к месту страны на треугольнике Лимера.
Третий инструмент оценки сравнительных преимуществ – оценки их через нащупывание и выторговывание. Нащупывание - постепенное, с помощью проб и ошибок, приближение цен и объёмов торговли к взаимовыгодным значениям для всех участников рынка. Выторговывание – оформление нащупанных цен и объёмов в условия контракта.
Если первые два инструмента можно отнести к институциональным – они задаются сверху через институты и рекомендации, то вторые – к рыночным – они идут снизу от бизнеса. Отличие в том, что сравнительные преимущества заранее не выявляются как реализованные или потенциальные – они нащупываются в процессе выторговывания.