Нейроэкономика
neuroeconomics
Понятие нейроэкономика появилось в русскоязычной литературе в 2005 году. Заимствовано в английском языке – первый центр нейроэкономических исследований был создан в США в 2004 году. Понятием стали обозначать новое направление в науке, объединившее экономику и нейробиологию для того, чтобы выяснить причины принятия человеком неразумных и невыгодных для себя решений.
Истоки первой части слова в греческом neuron - нерв, жила. Эта часть, которая в английском языке пишется как neuro, стало частью сложных слов, указывающей на отношение к нервной системе. Если суммировать, то исходя из этимологии слов, нейроэкономика – наука, использующая инструментарий неврологии для анализа экономики.
Методология нейроэкономики включает лабораторные наблюдения за экономическим поведением людей с одновременным исследованием деятельности их центральной нервной системы.
Среди инструментов нейроэкономики - функциональная магнитно-резонансная томография (ФМРТ), электроэнцефалограмма (ЭЭФ).
Представляется, что нейроэкономика позволяет преодолеть ограничение теории предельной полезности, исходящей из невозможности количественной оценки ожидаемой полезности. Нейроэкономисты доказывают, что полезность как субъективная ценность, может быть объективно описана значением усредненной активности специализированных популяций нейронов, а сравнение и интеграция субъективных ценностей происходит в орбитофронтальной коре головного мозга.
Ключевая тема нейроэкономики – изучение роли эмоций при принятии решения, оценке возможного риска и ожидаемого дохода. Обнаруживаются аргументы в пользу вывода о том, что в условиях недостатка времени эмоциональная система позволяет принимать более быстрые и вполне адекватные решения в сравнении с рациональной системой.
В рамках нейроэкономики активно развивается такая прикладная дисциплина как нейромаркетинг. Всё больше компаний начинают использовать нейромаркетинговые исследования новых продуктов.