Гетерогенность
Общее значение слова - неоднородность, разнородность, смешанность.
Слово заимствовано в русский язык. Его корни – латинское heterogeneus, греческое heterogenēs, от heter- другой разный + genos – сорт, вид, класс, племя, народ, нация. Таким образом гетерогенность – "особость" по происхождению, а потому по структуре и другим качественным характеристикам.
Как экономическое понятие гетерогенность рассматривается и в качестве самостоятельного понятия, и как атрибут таких понятий как продукт, ресурс и предпочтения. В их аналитической истории можно выделить три этапа, которым можно дать следующие условные названия: этап дифференцированного продукта, этап факторных пропорций и "размерный" этап.
Первый этап дифференцированного продукта связан с публикациями Эдварда Чемберлина и Джоан Робинсон. В их работах исследование проблем монополистической конкуренции и монопсонии неизбежно вело к экономическому, а не только маркетинговому анализу дифференцированного продукта, что в свою очередь требовало постановки и анализа вопроса о гетерогенности.
Второй "факторный" этап связан с разработкой модифицированной модели Хекшера-Олина. Ее ключевая идея о гетерогенности экономических ресурсов и мультифакторности экономических процессов позволила объяснить парадокс Леонтьева. Относительно более высокая трудоемкость экспортных товаров США объяснялась гетерогенностью труда и человеческим капиталом. Именно выделение ручного труда высокой квалификации и затрат человеческого капитала как признака инновационных конкурентных секторов экономики позволило объяснить относительную трудоизбыточность экспортных отраслей. В результате стала возможной и постановка и необходимость исследования вопроса о гетерогенности экономических ресурсов.
На третьем, "размерном" этапе, предметом научного исследования стала гетерогенность предпочтений. По времени этот этап оказался сопряженным с маржиналистским анализом полезности, поскольку ее функцию упорядочивают предпочтения. Но это главным образом микроэкономическая история, связанная с разработкой теории цены. Исследование же гетерогенности как фактора развития национальной экономики началось относительно недавно и связано, прежде всего, с работами экономистов из Гарварда - Альберто Алесина и Энрико Спалаоре.
Что представляют и в чем выражаются издержки гетерогенности предпочтений? Авторы не дают прямого определения, предлагая взамен мозаику рассуждений, из которой и складывается своего рода картина гетерогенности предпочтений.
Гетерогенность предпочтений рассматривается как явление, содержательно сопряженное с разнообразием культур и языков, с расовой, религиозной и лингвистической гетерогенностью. Именно с этим разнообразием связаны многие острые внутренние конфликты по всему миру, угрожающие стабильности национальных правительств.
В качестве признака усиления гетерогенности рассматривается рост неудовлетворенности политикой центрального правительства со стороны индивидов и регионов. "С увеличением гетерогенности все больше индивидов или регионов становятся все менее удовлетворенными политикой центрального правительства". В первую очередь рост неудовлетворенности относится к таким составляющим политики как перераспределение доходов, производство общественных благ, международная торговля.
Если суммировать приведенные трактовки различных аспектов издержек гетерогенности предпочтений, то можно сформулировать следующие выводы.
- Гетерогенность предпочтений вызывается расовой, религиозной, культурной, идеологической разнородностью общества
- Гетерогенность должна рассматриваться как на уровне индивидов, так и на уровне регионов по отношению к общественным благам и политике
- Издержки гетерогенности – это затраты на достижение определенного уровня согласия в отношении политики центрального правительства по перераспределению доходов, производству общественных благ и внешнеэкономическим отношениям
Анализ издержек гетерогенности позволяет объяснить, почему, несмотря на выгоды, которые приносит большой размер страны, в реальности наблюдается противоположная тенденция – распад больших стран, проявляющийся как их политическая и экономическая дезинтеграция.
Гомогенный, Дифференцированный, Полезность, Сектор, Структура, Труд
Factor, Different, Differentiate, Homogeneous, Opposed