Конкуренция
Слово появилось в русском языке полтора века назад и несло два смысла - общий и экономический. Соответственно в общем смысле конкуренция рассматривалась как соперничество на каком-либо поприще, а в экономическом смысле – соперничество на рынке, вызванное стремлением каждого участника рыночных отношений получить максимальную прибыль.
Слово заимствовано из немецкого языка в XIX веке, впервые зафиксировано в словарях в 1878 году. Суффиксально переоформленное на русской почве немецкое konkurrieren восходит к латинскому concurrere, истоки которого связаны с двумя словами con - вместе и currere - бежать, спешить. koncurrieren- происходить одновременно, быть вместе, совпадать, сходиться, встречаться, действовать вместе, комбинироваться.
Как видно, в этимологическом контексте понятие конкуренции не соответствует ее определению как войны каждого против всех и всех против каждого.
Конкуренция - ключевое понятие рыночной экономики (см. рынок).
Выделяют несколько основных видов конкуренции.
- Совершенная конкуренция - конкуренция в условиях множества разобщенных продавцов и покупателей, ни один из которых не может оказать влияния на уровень цен (синоним - чистая, конкуренция.
- Несовершенная конкуренция - конкуренция в условиях рынка, предполагающего широкую дифференциацию продукта и сужающего возможности цены как средства захвата рынка (синоним - монополистическая конкуренция).
- Олигополистическая конкуренция - конкуренция в условиях незначительного числа продавцов и зависимости предпринимателей и продавцов от ценовой политики друг друга.
- Ценовая конкуренция - это конкуренция, предполагающая увеличение доли на рынке исключительно за счет эффективной ценовой политики.
- Неценовая конкуренция - конкуренция, предполагающая увеличение доли на рынке исключительно за счет неценовых факторов (технической новизны, уровня качества и надежности, условий кредита, объема и характера сопутствующих услуг).
Современные тенденции в развитии конкуренции - усиление роли олигополистической, неценовой конкуренции.
дифференциация, олигополия, покупатель, прибыль, продавец,
buyer, differentiation, oligopoly, profit, seller