Первая особенность – автономность. Она проявляется уже в том, что ни на сайтах, ни в каталогах на бумажных носителях даже не встречаются такие понятия как "государственный стандарт", "государственная политика в сфере образования". Напротив, подчеркивается, что "академические стандарты устанавливаются университетом". Если говорится об образовательной политике, то акцентируется, что это "политика университета".
Вторая особенность - критериальная определенность. Она выражается в установлении особой образовательной единицы и особого образовательного предела.
Особая образовательная единица - это "семестро-час" или кредитная единица. Ее функции и роль в образовательном пространстве могут быть сравнимы с функциями и ролью американского доллара в экономическом пространстве. Кредитная единица или кредит характеризуют "часоемкость" курса исходя из установленного университетом соотношения: один кредит – это 16 часов "работы в классной комнате" или в российской образовательной лексике – аудиторных занятий.
Особый образовательный предел – это "кредитоемкость" степени бакалавра. Для того, что бы стать бакалавром, необходимо заработать 120 кредитов. Для этого, как следует из вышеназванного соотношения 1 к 16, необходимо освоить знания предметов в объеме 120х16=1920 часов классной работы. Поскольку успешное прохождение большинства курсов на бакалавриате дает 3 кредита, то этим определяются еще два важных показателя. Первый - средний аудиторный объем курса равен 48 часам. Второй – количество изучаемых предметов равно 120:3 = 1920:48 = 40.
Третья особенность - кредитная трансфертность. Американский университет, в котором вы учитесь, не имеет права стать монополистом по отношению к источникам получаемых Вами кредитов. Но он имеет два других права. Первое – зафиксировать свою долю в этих источниках. Второе - определить, кто может стать этим самым внешним источником.
Например, для университета Мэриленда доля собственных кредитов определена в 25%, "чужих" - в 75%. Это означает, что 90 кредитов из 120 необходимых могут быть получены на стороне. Следовательно, из 40 изучаемых курсов в Мэриленде можно пройти 10, а для остальных 30 сделать перевод, то есть трансферт в Мэриленд.
Кредиты каких образовательных учреждений могут зачитываться в Мэриленде? Подход к отбору таких институтов определяется трансфертной политикой университета. В частности, таким трансфертным правом обладают регионально аккредитированные институты, Американский Совет по Образованию может перевести в кредиты военный стаж!
Такое право получил в своё время и ДВГУ (ДВФУ). В настоящее время 30 из 40 курсов, необходимых для получения степени бакалавра, изучаются в ДВГУ и засчитываются Мэрилендским университетом.
Кредитная трансфертность как особенность американского бакалавриата позволяет понять, почему ни на сайтах не в каталогах невозможно найти ответ на вопрос, сколько же времени необходимо учиться, для того чтобы получить степень бакалавра Мэрилэндского университета. Все зависит от того, где вы были до Мэрилэндского университета, где работали, служили или учились.
Четвертая особенность американской системы бакалавриата – жестко-гибкая структурированность перечня изучаемых курсов.
Жесткая – потому что в Требованиях к Степени Бакалавра все 120 кредитов распределены между 5 разно целевыми блоками учебных курсов. Например, на блок дисциплин, общих для любой специальности, то есть на блок общеобразовательных предметов, должно отводиться ровно 41 "семестро-час", что соответствует 41 кредиту или, если в аудиторных часах, 41х16, то есть 656 часов не больше и не меньше. Примечательная деталь – вместо термина "speciality" используется термин "major", вместо "specialization" - "minor".
Гибкая – потому что в рамках 5 вышеупомянутых целевых блоков учебных курсов 3 блока имеют "вилки", то есть допустимые пределы колебания объемов часов. Второй аспект гибкости представляемая возможность выбора курсов в рамках одной дисциплины. Объем часов по таким селективным курсам задается и может варьироваться в пределах от 15 до 49 кредитов, то от 240 до 784 часов. Вот почему невозможно ответить и на вопрос, какие предметы необходимо изучать для поучения степени бакалавра